Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Оранжереинские деликатесы" Карлина В.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Лиманского района Астраханской области, датированное 10 сентября 2020 года, и решение судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 20 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оранжереинские деликатесы" (далее - ООО "Оранжереинские деликатесы", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Лиманского района Астраханской области, датированным 10 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 20 января 2021 года, ООО "Оранжереинские деликатесы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов возникает по основаниям, предусмотренным названным законом.
В силу частей 1, 2 и 4 статьи 43.1 указанного закона правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В соответствии с абзацем 9 подпунктом 15.3 пунктом 15 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 18 ноября 2014 г. N453, при осуществлении рыболовства запрещается допускать нахождение ставных сетей и ловушек в воде, считая с момента полной их установки, зафиксированного в промысловом журнале, до момента начала их переборки или выборки на берег или борт судна (застой сетей, ловушек), превышающее: 24 часа - с 16 апреля по 14 октября; 96 часов - с 15 октября по 15 апреля.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2020 года в 10 часов 00 минут в ходе проведения должностными лицами пограничного управления ФСБ России по Республики Калмыкия и Астраханской области проверочных мероприятий в акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала на территории муниципального образования "Рынковский сельсовет" Лиманского района Астраханской области установлено, что работник ООО "Оранжереинские деликатесы" звеньевой Пономарев А.П. осуществлял промышленное рыболовство с использованием маломерного судна "Моторная лодка РБ-870", бортовой номер N, при помощи ловушечных орудий лова типа "Секрет" окончил переборку орудий лова добычи 17 марта 2020 года в 14 часов 40 минут и оставил их в воде (водоеме) в рабочем состоянии до 09 часов 10 минут 27 марта 2020 года, что зафиксировано в промысловом журнале, то есть допущено их нахождение в воде более 96 часов (234 часа 30 минут), чем нарушены требования абзаца 9 подпунктов 15.3 пункта 15 Правил рыболовства.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Оранжереинские деликатесы" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что состав вменяемого административного правонарушения в деянии общества имеется.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия юридического лица, допустившего нарушение правил рыболовства, квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указанными выше нормами законодательства.
Доводы заявителя о нарушении правил подсудности при рассмотрении данного дела нельзя признать состоятельными. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется, как действием, так бездействием, связанным с невыполнением требований и норм природоохранного законодательства.
Совершенное обществом правонарушение, выразившееся в допущении его работником нахождения ловушек в воде свыше 96 часов в период с 15 октября по 15 апреля, имеет форму действия. В связи с чем, дело об административном правонарушении рассмотрено по месту его совершения в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на то обстоятельство, что юридическим лицом не приняты все зависящие меры по соблюдению рыбаком Курамисовым А.С. Правил рыболовства при наличии противоправных действий в рассматриваемом случае, вопреки утверждениям заявителя, о бездействии юридического лица, как таковом, не свидетельствует.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права или норм процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения по доводам жалобы состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты подлежат изменению по иным основаниям.
Так, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, днем вынесения постановления является день его изготовления в полном объеме.
Из материалов дела следует, что резолютивная часть постановления о назначении административного наказания была объявлена мировым судьей 10 сентября 2020 года (л.д. 90), а мотивированное постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2020 года (л.д.91-95).
Исходя из положений части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях датой вынесения постановления по данному делу об административном правонарушении является 14 сентября 2020 года. Указанный недостаток не ставит под сомнение законность и обоснованность судебных актов, однако подлежит устранению путем их изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности судьи мирового судьи судебного участка N 2 Лиманского района Астраханской области, датированное 10 сентября 2020 года, и решение судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 20 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оранжереинские деликатесы", предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, указать дату вынесения постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Лиманского района Астраханской области - 14 сентября 2020 года.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Оранжереинские деликатесы" Карлина В.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Бердышева Е.С. N5-398/2020
судья районного суда Аранов И.О. N12-1/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-2722/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.