Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Санникова А.И. на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю к Санникову А.И. о взыскании налогов.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС) обратилась в Выселковский районный суд Краснодарского края с административным иском о взыскании с Санникова А.И. недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - пени в размере 229 рублей 94 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - пени в размере 419 рублей 32 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) - пени в размере 2137 рублей 71 копейки; по транспортному налогу с физических лиц - пени в размере 2931 рубля 95 копеек.
В обоснование административного искового заявления МИФНС указала, что на основании учетных данных налоговой инспекции, сформированных в соответствии с информацией ГИБДД, в собственности Санникова А.И. числятся транспортные средства: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: "данные изъяты", марка/модель: "данные изъяты", год выпуска 2011, дата регистрации права 15 июля 2011 года, дата утраты права - 30 марта 2015 года; автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак "данные изъяты", марка/модель: "данные изъяты", год выпуска 2012, дата регистрации права 7 ноября 2012 года, дата утраты права - 29 декабря 2018 года.
Санников А.И. являлся индивидуальным предпринимателем, был зарегистрирован в Пенсионном Фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. 19 декабря 2017 года деятельность индивидуального предпринимателя приостановлена. В связи с тем, что в установленные сроки налог уплачен не был, на сумму налога начислена пеня. МИФНС направила Санникову А.И. требование об уплате налога и пени от 29 апреля 2019 года. Должнику в порядке досудебного урегулирования в требовании об уплате налога предложено добровольно оплатить сумму налога и пени. Административным истцом было подано заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности по налогам. По заявленным требованиям налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2017 год. Впоследствии судебный приказ мировым судьей был отменен определением от 20 ноября 2019 года, так как административным ответчиком предоставлены в установленный срок возражения относительно его исполнения.
Решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2020 года административный иск удовлетворен частично, отказано в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 года в размере 2137 рублей 71 копейки.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Санников А.И. произвел уплату налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на 2137 рублей 71 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2020 года решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 января 2021 года, Санников А.И. ставит вопрос об отмене решения Выселковского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2020 года. По мнению заявителя, МИФНС пропустила срок для принудительного взыскания задолженности в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Считает, что административным истцом пропущен установленный статьей 48 НК РФ шестимесячный срок обращения в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате пени по страховым взносам и транспортному налогу.
Определением судьи от 15 июня 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Положениями пункта 1 статьи 430 НК РФ определено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам уплачивают, в частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с указанным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается приведенным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 639-КЗ (ред. от 28 ноября 2019 года) "О транспортном налоге на территории Краснодарского края".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 639-КЗ "О транспортном налоге на территории Краснодарского крае" от уплаты транспортного налога освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Герои Кубани, Герои труда Кубани по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, моторным лодкам с мощностью двигателя до 20 лошадиных сил включительно, мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил включительно в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность двигателя.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктами 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что Санников А.И. являлся собственником транспортных средств: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: "данные изъяты", марка/модель: "данные изъяты", год выпуска 2011, дата регистрации права 15 июля 2011 года, дата утраты права - 30 марта 2015 года; автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: "данные изъяты", марка/модель: "данные изъяты", год выпуска 2012, дата регистрации права 7 ноября 2012 года, дата утраты права - 29 декабря 2018 года.
Санников А.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 19 декабря 2017 года.
В связи с несвоевременной уплатой налогов в адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления от 17 июля 2016 года N, от 8 июля 2017 года N, от 15 июля 2018 года N.
В порядке статьи 69 НК РФ МИФНС направила Санникову А.И. требование об уплате налога и пени от 29 апреля 2019 года N. Должнику в порядке досудебного урегулирования в требовании об уплате налога предложено добровольно оплатить суммы налога и пени.
20 ноября 2019 года на основании заявления МИФНС был выдан судебный приказ о взыскании с Санникова А.И. задолженности по налогам, который отменен определением от 20 ноября 2019 года в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
В этой связи налоговый орган с соблюдением установленного законом шестимесячного срока 17 апреля 2020 года обратился в суд с данным административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что хотя и Санников А.И. является инвалидом "данные изъяты", он не освобожден от уплаты транспортного налога, поскольку является собственником транспортного средства - автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: "данные изъяты", марка/модель: "данные изъяты", год выпуска 2012, дата регистрации права 7 ноября 2012 года, дата утраты права - 29 декабря 2018 года, мощность двигателя 152 л/с. Санников А.И. произвел уплату налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на 2137 рублей 71 копейку, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что административным истцом пропущен установленный статьей 48 НК РФ шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате пени по страховым взносам и транспортному налогу, судом апелляционной инстанции проверялись и обоснованно признаны несостоятельными.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Санникова А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 24 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.