Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу представителя Терещенко Д.О. по доверенности Ярмолюка Ю.В. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Терещенко Д.О. к Главе Республике Крым Аксёнову С.В, Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, администрации муниципального образования Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Терещенко Д.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе Республики Крым (далее - Глава Республики) Аксенову С.В, Гвардейскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым (далее - сельсовет), администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - администрация) о признании незаконным обращения Главы Республики от 28 февраля 2020 года N о досрочном прекращении полномочий депутата второго созыва сельсовета Терещенко Д.О, признании незаконным и отмене решения сельсовета от 10 марта 2020 года N о досрочном прекращении полномочий депутата второго созыва сельсовета Терещенко Д.О.
Свои требования Терещенко Д.О. мотивировал тем, что непредставление им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым (далее - Комитет) обусловлено объективными причинами, решения приняты в нарушение действующего законодательства и создают препятствия административному истцу в реализации прав и законных интересов, в связи с чем подлежат отмене.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом и передачи ему вакантного депутатского мандата в Комитет административным истцом не представлены, а их направление в администрацию не освобождало от обязанности представлять такие в уполномоченный орган в установленный срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 июня 2021 года, Терещенко Д.О. ставит вопросы об отмене решения от 19 августа 2020 года и апелляционного определения от 16 февраля 2021 года, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Приводит доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В возражениях на кассационную жалобу глава администрации, представитель Комитета просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определением судьи от 21 июня 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Административный истец Терещенко Д.О. на заседание суда кассационной инстанции не явился. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации Саблина Д.В, представителя Комитета Радочина Р.П. и представителя аппарата Совета министров Республики Крым Володькина С.А, участвовавших в судебном заседании посредством видео-конференц-связи и возражавших против доводов жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) на лиц, замещающих муниципальные должности, возложена обязанность в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 77-ЗРК "О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым" должность депутата сельского совета отнесена к муниципальным должностям в Республике Крым.
Согласно части 4.2 статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.
В Республике Крым порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах установлен Законом Республики Крым от 14 марта 2018 года N 479-ЗРК/2018 "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений".
Как следует из материалов дела, решением территориальной избирательной комиссии Симферопольского района Республики Крым от 14 сентября 2019 года N "О результатах выборов депутатов Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым второго созыва 14 сентября 2019 года" административный истец Терещенко Д.О. избран депутатом сельсовета.
9 января 2020 года в администрацию поступили сведения N о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленные административным истцом.
28 февраля 2020 года письмом на имя председателя сельсовета ФИО Глава Республики Аксёнов С.В. направил информацию о непредставлении административным истцом в установленный срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырёх месяцев со дня избрания депутатом и передачи ему вакантного депутатского мандата, и указано на необходимость рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата сельсовета Терещенко Д.О. в соответствии с действующим законодательством.
9 марта 2020 года на 8 (внеочередном) заседании второго созыва сельсовета по результатам рассмотрения указанного письма Главы Республики принято решение N о досрочном прекращении полномочий депутата Терещенко Д.О.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что факт неисполнения административным истцом требований антикоррупционного законодательства документально подтвержден, учитывая, что сведения о доходах в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом и передачи ему вакантного депутатского мандата в соответствующий Комитет административным истцом не представлены, а их направление в администрацию не освобождало Терещенко Д.О. от предусмотренной законом обязанности предоставлять данные сведения о доходах в уполномоченный орган в установленный срок, поскольку законодатель четко разграничил полномочия в сфере антикоррупционного законодательства в части предоставления сведений о доходах и размещения сведений о доходах.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах приведенные оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя по доверенности Ярмолюка Ю.В, действующего в интересах Терещенко Д.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.