Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ломакина Д.М, действующего в своих интересах и интересах Мироновой В.Е, на решение Советского районного суда г. Астрахани от 31 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 31 марта 2021 года по административному делу по административным исковым заявлениям Ломакина Д.М. и Мироновой В.Е. об оспаривании предложения Главного государственного санитарного врача по Астраханской области.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи Ломакина Д.М, действующего в своих интересах и интересах Мироновой В.Е, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ломакин Д.М, Миронова В.Е. обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконным предложения Главного государственного санитарного врача по Астраханской области о введении ограничительных мероприятий (карантина) от 30 марта 2020 года N 2.
Просили признать незаконными действия Главного государственного санитарного врача по Астраханской области по локализации и ликвидации возникшего очага заболевания в поселке Тальниковый Красноярского района Астраханской области, проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, повлекших введение ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории Астраханской области.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 31 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 31 марта 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Ломакиным Д.М, действующим в своих интересах и интересах Мироновой В.Е, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 21 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 16 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Ломакина Д.М, действующего в своих интересах и интересах Мироновой В.Е, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены правила организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Нормами статьи установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Как следует из материалов дела, 30 марта 2020 года Главный государственный санитарный врач по Астраханской области с целью ограничения эпидемического распространения заболеваемости, вызванной новым подтипом коронавируса, характеризующейся тяжелым течением, тенденцией к быстрому распространению и представляющими опасность для населения Астраханской области, руководствуясь статьей 31, пунктом 8 части 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направил Правительству Астраханской области предложение о рассмотрении вопроса о введении на территории Астраханской области дополнительных ограничительных мероприятий (карантина).
Предложение предусматривает ограничение внутрирегиональных перемещений для граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории Астраханской области, обязание граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Основанием для вынесения предложения послужили результаты анализа санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Астраханской области, поскольку с 26 по 30 марта 2020 года среди населения Астраханской области выявлено семь положительных результатов исследований на коронавирусную инфекцию, два из которых были подтверждены в ФКУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора (г. Москва).
В ходе санитарно-эпидемиологического расследования установлено, что очаг с подтвержденными случаями заболеваний сформировался в пос. Тальниковый Красноярского района Астраханской области.
Первый случай являлся завозным, последующие случаи местного распространения от первого в результате близкого контакта. Имели место предварительные положительные результаты среди контактных по первому заболеванию в другом населенном пункте.
Первым заболевшим не соблюдены условия самоизоляции, круг общавшихся по месту пребывания не был ограничен пределами семьи и расширен до 450 человек, которые могли являться скрытыми источниками инфекции. Под медицинским наблюдением находилось 654 человека, из которых с признаками респираторной инфекции госпитализированы в инфекционные стационары области 26 человек.
Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области в адрес ГБУЗ Астраханской области "ГКБ N 3 им. С.М. Кирова" 30 марта 2020 года направлено предписание о введении ограничительных мероприятий в 2-х отделениях по 11 апреля 2020 года.
В период с 26 по 30 марта 2020 года на территории Астраханской области зарегистрировано шесть случаев положительных результатов на COVID-19 (два территориально разных очага), из которых, три случая среди лиц, прибывших из зарубежных стран. В очаге пос. Тальниковый подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 у четырех человек.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина); в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (подпункт 8 пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66, утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCo V) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" установлено, что на руководителей территориальных органов Роспотребнадзора возложена обязанность при получении позитивных и сомнительных результатов лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию организовать комплекс противоэпидемических мероприятий (пункт 3.2).
В целях реализации Постановления в Астраханской области создана санитарно-противоэпидемическая комиссия при Правительстве Астраханской области, проведено санитарно-эпидемиологическое расследование, и с учетом статистических данных заболеваемости и конкретной эпидемиологической ситуации разработан перечень мер защиты от возможных рисков заражения населения Астраханской области.
Таким образом, оспариваемое предложение вынесено должностным лицом в установленном законом порядке в рамках его полномочий, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательства, подтверждающие нарушение прав административных истцов настоящим предложением не представлены.
Несогласие административных истцов с предложением и действиями должностного лица, полномочия которого реализованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, само по себе не является основанием для признания их незаконными.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 31 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.