Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Монмаря Д.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы муниципального образования "Золотухинский сельсовет" Ахтубинского района Астраханской области Каширского А.И. на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 25 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 17 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности заместителя Ахтубинского городского прокурора Сардарова Ф.А, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Золотухинский сельсовет", выразившегося в непринятии мер по приведению в исправное состояние 12 пожарных гидрантов в селе Золотуха Ахтубинского района Астраханской области.
Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 17 марта 2021 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной главой муниципального образования "Золотухинский сельсовет" Ахтубинского района Астраханской области Каширским А.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене названных судебных актов.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 29 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 26 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ахтубинского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования "Золотухинский сельсовет", в ходе которой установлено, что 12 пожарных гидрантов, расположенных в селе Золотуха Ахтубинского района Астраханской области, находятся в неисправном состоянии.
Главой муниципального образования "Золотухинский сельсовет" 24 октября 2018 года принято постановление N 54 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования "Золотухинский сельсовет" о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности на водных объектах муниципального образования "Золотухинский сельсовет" на 2019- 2021 годы.
В приложении к программе предусмотрено выделение денежных средств, в том числе, на техническое обслуживание пожарных гидрантов.
В соответствии с уведомлением управления Росреестра по Астраханской области от 6 ноября 2018 года в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества принят на учет водопровод протяженностью 11963 м, расположенный в селе Золотуха Ахтубинского района.
Согласно техническому паспорту пожарные гидранты в состав разводящих линий водопровода не входят.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2).
И источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами (часть 2 статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Бездействие администрации муниципального образования "Золотухинский сельсовет" по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по устранению неисправности пожарных гидрантов создает угрозу возникновения пожара, причинения вреда имуществу и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 25 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 17 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Д.В. Монмарь
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.