Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зориной С.А, судей Зыкина С.В, Пелёвина С.А, при секретаре Андресовой Ю.В, с участием:
прокурора Чубуковой Э. К, адвоката Ковригиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Бусыгина Е.М. о пересмотре приговора Богучанского районного суда Красноярского края от 6 ноября 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 24 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А, адвоката Ковригину Е.А, поддержавшую кассационную жалобу, мнение прокурора Чубуковой Э.К, полагавшей необходимым приговор и апелляционное постановление в части осуждения по ч..1 ст. 174.1 УК РФ отменить, в остальной части оставить без изменений, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Приговором Богучанского районного суда Красноярского края от 6 ноября 2020 года
БУСЫГИН ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин Российской Федерации, ранее не судимый, осужден по ч.3 ст.33, п.п. "а", "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ (по эпизоду незаконного сбыта наркотических средств в период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ) к 9 годам лишения свободы; - по ч.2 ст. 228 УК РФ (по эпизоду незаконного приобретения и хранения наркотических средств ДД.ММ.ГГГГ) к 4 годам лишения свободы: - по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (по эпизоду легализации денежных средств в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) к штрафу в размере 50000 рублей.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Бусыгину Е.М. назначено 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 50 000 рублей.
Наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей в соответствии с ч.2 ст. 71 УК РФ постановлено исполнять самостоятельно. С
Срок отбытия наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу. На основании п. "а" ч.3.1 ст.72 УК РФ время содержания под стражей Бусыгина Е.М. с 28 января 2020 года по день вступления приговора в законную силу включительно зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 24 декабря 2020 года приговор оставлен без изменения.
Бусыгин Е.М. осужден за незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, организованной группой, в качестве организатора, создавшего организованную группу и руководившего ею с целью совершения преступлений в крупном размере; а также незаконное приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств совершенное в крупном размере, а также совершение финансовых операций и других, сделок с денежными средствами, приобретенные лицом в результате совершения преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами.
Преступления Бусыгиным Е.М. совершены в "адрес" при обстоятельствах, установленных судом и изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Бусыгин Е.М, выражая несогласие с приговором, считает его необоснованным, назначенное наказание несправедливым и чрезмерно суровым. Указывает, что расследование преступления проходило при его добровольном участии, в деле имеется обращение начальника полиции ОМВД России по "адрес", в котором содержится ходатайство правоохранительных органов о применении к нему при назначении наказания ст. 61, ст. 64 УК РФ, с учетом его активного содействия следствию и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Также указывает, что назначенный ему приговором штраф намерен оплатить в полном объеме. Учитывая отсутствие судимостей, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, положительную характеристику с места жительства и прежней работы, считает возможным в полной мере применить положения ст. 64 УК РФ и проявить снисхождение, уменьшив до установленного законом срока назначенного наказания.
В возражениях старший помощник прокурора Богучанского района Артюхова Е.В. указывает на необоснованность кассационной жалобы осужденного и просит оставить её без удовлетворения.
Обсудив доводы кассационной жалобы осужденного, выслушав мнение сторон и проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Уголовное дело в отношении Бусыгина Е.М. было рассмотрено без проведения судебного разбирательства в связи с заключенным в соответствии с требованиями главы 40.1 УПК РФ между прокурором и обвиняемым досудебным соглашением о сотрудничестве.
В судебном заседании Бусыгин Е.М. согласился с предъявленным ему обвинением, подтвердил, что досудебное соглашение о сотрудничестве было заключено им добровольно с участием защитника, он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Государственный обвинитель при рассмотрении уголовного дела подтвердил соблюдение осужденным всех условий и выполнение обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, активное содействие следствию в раскрытии и расследовании преступлений, изобличению соучастников.
Признав предъявленное обвинение обоснованным, суд квалифицировал действия Бусыгина Е.М. по указанным в приговоре нормам Особенной части УК РФ.
При назначении наказания были учтены характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности осужденного, смягчающие наказание обстоятельства, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние наказания на его исправление и на условия жизни его семьи. Отсутствуют основания для признания смягчающими наказание иных, помимо указанных в приговоре обстоятельств.
Выводы суда первой инстанции о необходимости назначения осужденному основного наказания в виде реального лишения свободы, об отсутствии оснований для изменения категорий совершенных преступлений либо о применения положений ст.64 УК РФ, в приговоре надлежащим образом мотивированы и сомнений в своей законности не вызывают.
Срок назначенного осужденному наказания в виде лишения свободы соответствует требованиям уголовного закона о максимальном сроке наказания при условии заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, Суд мотивировал вопросы назначения наказания в виде реального лишения свободы, с применением положений ч. 2 ст. 62, ч. 5 ст. 317.7 УПК РФ.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ суд правильно определилместом отбывания назначенного судом окончательного наказания в виде лишения свободы исправительную колонию строгого режима.
Вместе с тем, как установлено судом, Бусыгин Е.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имея умысел на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, приобретенными от незаконного сбыта наркотических средств, совершил финансовые операции по перечислению денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей посредством конвертации электронной валюты - биткоин и лайткоин в российские рубли путем финансовых операций перечисляя денежные средства на счета своих знакомых, придав правомерный вид владению, пользованию и распоряжению преступным доходом, вовлек в легальный экономический оборот денежные средства, полученные от совершенных им преступлений.
Указанные действия Бусыгина Е.М. квалифицированы по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ как совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными лицом в результате совершения им преступлений, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами.
Между тем, деяние, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ, относится к преступлениям в сфере экономической деятельности и обязательным признаком состава такого преступления является цель вовлечения денежных средств и иного имущества, полученного в результате совершения преступления, в легальный экономический оборот с тем, чтобы скрыть их криминальное происхождение, придать им видимость законно полученных и создать возможность для извлечения последующей выгоды.
Для наличия данного состава преступления необходимо не просто совершить финансовые операции и сделки с этими деньгами и имуществом, полученным преступным путем, а выполнить действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, придание им видимости законных.
Именно этим уголовно наказуемая легализация отличается от преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемого с использованием финансовых институтов, целью которого является конспирация как способ получения дохода от незаконного оборота наркотиков.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N3 2 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем", совершение таких финансовых операций и сделок с имуществом, полученных преступным путем, в целях личного обогащения не образует состава легализации.
В оспариваемом приговоре не содержится данных о сделках с денежными средствами, приобретенными преступным путем, а также о том, какие именно действия были совершены Бусыгиным Е.М. для придания правомерности владения денежными средствами, приобретенными в результате незаконного сбыта наркотических средств.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о легализации (отмывании) Бусыгиным Е.М. денежных средств, в его уголовно-правовом понимании, является несостоятельным, поскольку проводимые им финансовые операции, указанные в описании преступного деяния, были направлены лишь на получение возможности распорядиться деньгами, полученными от незаконного сбыта наркотических средств.
Следовательно, Бусыгин Е.М. несмотря на то, что он согласился с предъявленным ему обвинением, не может нести ответственность по ч.1 ст. 174.1 УК РФ. Вышеуказанное нарушение уголовного и уголовно-процессуального законов является существенным, повлиявшим на исход дела, в связи с чем приговор нельзя признать законным и обоснованным. В части осуждения Бусыгин Е.М. по ч.1 ст. 174.1 УК РФ УК РФ он подлежит отмене, а уголовное дело в этой части прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления, с разъяснением права на реабилитацию на основании п. 4 ч. 2 ст. 133 УПК РФ.
Окончательное наказание Бусыгину Е.М. по совокупности преступлений следует назначить с учетом отмены приговора в части его осуждения по ч.1 ст.174.1 УК РФ, в соответствии с требованиями ст.6 и 60 УК РФ, с исходя из обстоятельств, подлежащих учету при назначении наказания.
Оснований для иного изменения судебных решений, либо для их отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Богучанского районного суда Красноярского края от 6 ноября 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 24 декабря 2020 года в отношении Бусыгина Евгения Михайловича в части его осуждения по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ отменить.
Уголовное преследование Бусыгина Е.М. по преступлению, предусмотренным ч. 1 ст. 174.1 УК РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, признав за Бусыгиным Е.М. в соответствии со ст. 133 - 134 УПК РФ право на реабилитацию в этой части.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, назначенных по ч.3 ст.33, п.п. "а", "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ и по ч.2 ст. 228 УК РФ, назначить Бусыгину Е.М. 10 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части эти же приговор и апелляционное определение оставить без изменения.
Кассационную жалобу осужденного Бусыгина Е.М. удовлетворить частично.
Председательствующий:
С.А. Зорина
Судьи:
С.В. ЗыкинС.А. Пелёвин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.