Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Забайкальским краевым судом, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 года по делу N 3а-39/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славел" о признании недействующим в части пункта 1 приложения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14 августа 2019 года N 173-НПА "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края".
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Андриевской О.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по существу доводов жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Славел" Мирьян В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 14 августа 2019 года N 173-НПА "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края" (далее также - Приказ от 14 августа 2019 года N 173-НПА) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края согласно приложению к данному приказу по категориям объектов.
Для предприятий торговли исходя из расчетной единицы 1 кв. метр общей площади среднемесячный норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 18, 48 кг/расч.ед./мес, 0, 178 куб.м/расч.ед./мес, годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 221, 82 кг/расч.ед/год и 2, 133 куб.м/расч.ед./год.
Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года N 636- НПА, от 19 марта 2020 года N 48-НПА в Приказ от 14 августа 2019 года N 173-НПА внесены изменения, приложение изложено в новой редакции.
В пункте 1 таблицы для предприятий торговли исходя из расчетной единицы 1 кв. метр общей площади среднемесячный норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 17, 90 кг/расчт.ед./мес, 0, 171 куб.м/расч.ед./мес, годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен в размере 214, 80 кг/расч.ед/год и 2, 057 куб.м/расч.ед./год.
Нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 16 августа 2019 года, 24 декабря 2019 года и 20 марта 2020 года, соответственно.
Полагая, что Приказом от 14 августа 2019 года N 173- НПА в части пункта 1 приложения "для предприятий торговли" в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года N 636-НПА и от 19 марта 2020 года N 48-НПА установлены экономически необоснованные нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) для предприятий торговли, и полагая, что указанный нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр, поскольку нормативы накопления ТКО определены без проведения замеров, при этом отсутствует дифференциация предприятий торговли, предусмотренная вышеназванными методическими рекомендациями, указывая, что замеры объемов накопления ТКО производились в 2015, 2016 годах, то есть до принятия вышеназванных Методических рекомендаций, общество с ограниченной ответственностью "Славел" (далее - ООО "Славел", общество) обратилось в суд с административным иском о признании данного Приказа от 14 августа 2019 года N 173- НПА в части пункта 1 приложения "для предприятий торговли" в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года N 636-НПА и от 19 марта 2020 года N 48-НПА недействующим.
Решением Забайкальского краевого суда от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 5 июля 2021 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене апелляционного определения и прекращении производства по делу со ссылкой на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, указывая, что оспариваемый приказ перестал затрагивать права и охраняемые законом интересы административного истца, так как приказом РСТ Забайкальского края от 18 февраля 2021 года N 21-НПА, которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края, признан утратившим силу приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14 августа 2019 года N 173-НПА "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края. Кроме того, на момент рассмотрения апелляционной жалобы между ООО "Славел" и региональным оператором ООО "Олерон+" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого оплата с 1 января 2020 года производится исходя из фактического количества и объема контейнеров, находящихся на контейнерной площадке территории торгового центра "Макси". Поскольку заключенный договор исключает возможность применение приказа N 173-НПА в отношении ООО "Славел", полагает, что выводы суда относительно возникновения споров о расчетах и платежах за предшествующие периоды является ошибочным.
ООО "Славел" принесены возражения на кассационную жалобу.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемым административным ответчиком апелляционным определением от 29 апреля 2021 года решение Забайкальского краевого суда от 29 мая 2020 года оставлено без изменения, кассационный суд считает необходимым также проверить законность и обоснованность данного решения суда первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.30 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Учитывая приведенное правовое регулирование, а также фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.
По данным основаниям Приказ от 14 августа 2019 года N 173- НПА в части пункта 1 приложения "для предприятий торговли" в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года N 636-НПА и от 19 марта 2020 года N 48-НПА в рамках настоящего дела не оспаривался.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Судом установлено, что ООО "Славел" осуществляет коммерческую деятельность, в том числе, по аренде и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
2 сентября 2019 года между обществом и ООО "Старт" заключен договор N N на утилизацию твердых коммунальных отходов по "адрес", а также на момент обращения в суд с административным иском и принятия судом первой инстанции решения по делу обществом велась работа по заключению договора с региональным оператором ООО "Олерон+" на заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по объекту "торговый центр", расположенного по адресу: "адрес".
Исходя из данных обстоятельств, как верно указано судами, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов, Правила).
Согласно пункту 4 Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр (далее - Методические рекомендации), категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.
Приложение 1 к Методическим рекомендациям является перечнем категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В разделе 2 указанного перечня категория объектов "Предприятия торговли" разделена на следующие категории объектов: продовольственный магазин, промтоварный магазин, павильон, лоток, палатка, киоск, торговля с машин, супермаркет (универмаг), рынки продовольственные, рынки промтоварные.
Исходя из экспертного заключения по расчету нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края, при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для предприятий торговли, расположенных в Забайкальском крае, РСТ Забайкальского края руководствовалась вышеназванными Правилами определения нормативов и Методическими рекомендациями.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что норматив накопления ТКО для предприятий торговли Забайкальского края рассчитан тарифным органом из данных, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов; установленные нормативы накопления ТКО не дифференцированы ни по категориям объектов предприятий торговли, ни по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований), в которых преобладающей отраслью является сельское хозяйство, химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности, также в которых большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами; данные замеров в сельских поселениях "Солонеченское" и "Усть-Озерское" получены вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов; сведений о том, что в целях подготовки принятия оспариваемого нормативного правового акта РСТ Забайкальского края, как уполномоченным государственным органом исполнительной власти Забайкальского края, проводились мероприятия по сбору данных замеров о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории по муниципальным образованиям, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к верному выводу о том, что оспариваемое административным истцом приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14 августа 2019 года N 173-НПА (в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года N 636-НПА, от 19 марта 2020 года N 48-НПА) в части нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края для предприятий торговли, определенных с нарушением установленного порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, подлежит признанию не действующим, как противоречащее приведенным выше нормам федерального законодательства.
Каких-либо доводов, опровергающих указанные выводы судов двух инстанций, кассационная жалоба административного ответчика не содержит.
В части приведенных в кассационной жалобе доводов о наличии оснований для прекращения судом апелляционной инстанции производства по административному делу кассационный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 194 и пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, в соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
При рассмотрении настоящего административного дела не установлено отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца на момент рассмотрения дела и необходимость прекращения производства по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 названного Закона определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505, исходя из пункта 5 которых коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 6 названных Правил при осуществлении расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, то есть только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров.
Учет твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов может осуществляться в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов (пункт 8 Правил) или в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.
Принимая во внимание приведенные положения действующего законодательства и учитывая, что на момент рассмотрения спора судом первой инстанции между ООО "Славел" и региональным оператором ООО "Олерон+" не было достигнуто согласие по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по объекту "торговый центр" по адресу: "адрес", которым предусматривалась возможность учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем как исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, так и из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, а также исходя из специфики правовых отношений в сфере регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, субъектом которых является ООО "Славел", и возможности возникновения споров о расчетах и платежах за прошедшие периоды либо о зачетах по платежам, которые проводились за прошлый и настоящий периоды, при которых необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению тарифов на соответствующие периоды, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что признание утратившим силу оспариваемого нормативного правового акта после вынесения судом первой инстанции решения от 29 мая 2020 года не указывает на отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца на момент рассмотрения дела судом первой инстанции и не может служить препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Утверждение административного ответчика об обратном выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в указанной части и направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Забайкальского краевого суда от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.