Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Лавник М.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1720/2020 (УИД N) по иску Черепановой Т.В. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N19 Федеральной службы исполнения наказаний России", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, приказа о снижении квалификационного звания, взыскании недополученной суммы денежных средств
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N19" Федеральной службы исполнения наказаний России на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черепанова Т.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N19 Федеральной службы исполнения наказаний России" (далее ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России"), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания приказа о снижении квалификационного звания, взыскании недополученной суммы денежных средств.
В обоснование требований указано, что приказом начальника ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России" от 23 октября 2019 г. N-к на истца было наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины, выразившемся в неисполнении пунктов 5, 23 должностной инструкции, пунктов 2, 25 приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва от 20 марта 2017 r. N118 "Распределение полномочий и функциональных обязанностей при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг для нужд Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, пунктов 1.2, 1.5, 2.3 Соглашения N 2/3 об основных направлениях взаимодействия ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России" и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, повлекшем нарушение исполнения государственного контракта от 20 февраля 2018 г. N 7 "Об оказании медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы Республики Тыва, содержащихся за счет средств государственного бюджета, учреждениями государственной системы здравоохранения". Приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия от 1 ноября 2019 г. N 255 истцу было снижено квалификационное звание на одну ступень, основанием данного снижения послужило предупреждение о неполном служебном соответствии, наложенное приказом ФКУЗ МСЧ N 19 ФСИН России от 23 октября 2019 г. N 95-к.
По мнению истца, указанные приказы незаконны, поскольку без соответствующего приказа и определения полномочий ей было поручено выполнять функции инициатора закупки по государственным контрактам об оказании медицинской помощи (услуг) сотрудникам уголовно-исполнительной системы Республики Тыва, содержащихся за счёт средств федерального бюджета, учреждениями государственной системы здравоохранения. В феврале 2019 года в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва прошла проверка финансово-хозяйственной деятельности, в результате которой были выявлены нарушения по исполнению государственного контракта от 20 февраля 2018 г..N 7, выразившиеся в том, что были оплачены медикаменты и медицинские услуги, оказанные сотруднику ИК-4 УФСИН РФ по PT Монгушу А.М, которые в прейскуранте отсутствовали. Между тем, закупка медикаментов, которые отсутствовали в прейскуранте на медицинские услуги, была обусловлена тяжелым состоянием больного, и данные медикаменты были необходимы для спасения его жизни. Решение об оплате стационарного лечения в отделениях хирургического и неврологического профиля принималось на заседании врачебной подкомиссии ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России" по контролю качества оказания медицинской помощи сотрудникам Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва 5 июня 2018 г..В решении указано, что лечение Монгуша А.М. было обосновано и подлежит оплате. При этом истец не является членом данной комиссии и ею единолично решение об оплате лечения не принималось.
Врио начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва Тодояков О.Н. подписал без возражений акт N 58 от 5 июня 2018 г, в том числе, на 343 728 рублей 42 копейки за медицинские услуги на больного Монгуша А.М, а бухгалтерия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва произвела оплату согласно государственному контракту. документы, послужившие поводом для оплаты имеют резолюцию "проверено 6 июня 2018 г, исчисление ФКУЗ МСЧ 19 подполковник вп. службы Тутаева О.В." К работе подкомиссии она не привлекалась, документы на проверку и согласование ей не представлялись, полномочиями контролировать и корректировать работу и решение подкомиссии ее никто не наделял, врио Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва рассмотренные подкомиссией документы до их подписания для проверки ей не направлял, ее мнение по поводу оплаты указанных медицинских услуг не запрашивал. С приказом, указанным в материалах служебной проверки N от 20 марта 2019 г, ее не ознакомили, о существовании указанного приказа ей неизвестно, кроме того, судя по датам, данный приказ был принят уже после оплаты за лечение сотрудника Монгуша А.В. В материалах служебной проверки отсутствуют сведения о дате должностной инструкции, требования которой, она нарушила. Она была ознакомлена с должностной инструкцией, в которой указаны вменяемые ей нарушения пунктов 5 и 23, только 18 марта 2019 г..
В 2018 году она не могла нарушить указанную инструкцию, так как она не существовала и не была доведена до сведения и исполнения Черепановой Т.В. Истец указывает на необъективность служебной проверки, так как проверка проводилась по акту аудиторской проверки, которым выявлен факт нецелевого использования бюджетных денежных средств, при этом лицо, подписавшее акт приемки медицинских услуг ФИО11 непосредственно допустил необоснованное перечисление денежных средств.
Истец полагает, что ее дважды привлекли к дисциплинарной ответственности путем наложения дисциплинарного взыскания и снижения квалификационного класса.
С учетом уточнений Черепанова Т.В. просит признать незаконным заключение служебной проверки, утвержденное Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва в отношении Черепановой Т.В. по факту необоснованного расхода бюджетных средств на лечение сотрудника ИК-4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, отменить приказ ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России" от 23 октября 2019 г. N-к, ФИО2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия от 01 ноября 2019 г. N 255, взыскать недополученную надбавку за квалификационный класс, премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей за ноябрь 2019 года.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 октября 2020 года исковые требования Черепановой Т.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 марта 2021 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 октября 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Черепановой Т.В. удовлетворены.
Постановлено признать заключение о результатах служебной проверки, утвержденное врио начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва ФИО11 18 октября 2019 года, в отношении заместителя начальника федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 19 Федеральной службы исполнения наказаний" Черепановой Т.В. незаконным.
Признан незаконным приказ федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 19 Федеральной службы исполнения наказаний" N-к от 23 октября 2019 года "О привлечении Черепановой Т.В. к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и снижении квалификационного звания на одну ступень, с присвоением квалификационного звания "специалист 3 класса".
Признан незаконным приказ Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Хакасия N-лс от 1 ноября 2019 года "О снижении Черепановой Т.В. квалификационного звания на одну ступень".
Взысканы с Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N2 19 Федеральной службы исполнения наказаний" в пользу Черепановой Т.В. 16 811 рублей 92 копейки в счет разницы недополученной надбавки за квалификационный класс с 1 ноября 2019 г. по 25 мая 2020 г, 10 025 рублей 50 копеек в счет премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за ноябрь 2019 года.
ФКУЗ "Медико-санитарная часть N19" Федеральной службы исполнения наказаний России" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 24 марта 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления как незаконного. Кассатор указывает на то, что истец как инициатор закупки должна была проверить и проанализировать выставленные счета и реестры на оплату, их соответствие условиям контракта, факт нарушения должностных обязанностей истцом был установлен, заключение служебной проверки носит обоснованный и законный характер.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия от 29 мая 2015 года N101-лс полковник внутренней службы Черепанова Т.В, ранее занимавшая должность заместителя начальника ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России" по организации медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных - врач (г. Кызыл Республики Тыва), зачисленная в распоряжение того же учреждения в связи с организационно-штатными мероприятиями, назначена на должность заместителя начальника МСЧ по организации медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных - врача (г. Кызьл Республики Тыва) ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России" по контракту на неопределённый срок.
29 мая 2015 года между Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия в лице начальника полковника внутренней службы Бажана Я.И. (начальник) и полковником внутренней службы Черепановой Т.В. (сотрудник) заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, которым Черепанова Т.В. назначена на должность заместителя начальника МСЧ по организации медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных - врача (г. Кызыл Республики Тыва) ФКУЗ "МСЧ N19 ФСИН России" по контракту на неопределённый срок.
По условиям служебного контракта, Черепанова Т.В. обязуется служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС), и контрактом (пункт 5.1); соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в УИС, Присягу, внутренний распорядок (пункт 5.2); честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности (пункт 5.3); нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств (пункт 5.4).
20 февраля 2018 г. между УФСИН России по Республике Тыва и ГБУЗ "Республиканская больница N1" был заключён государственный контракт N7 "Об оказании медицинской помощи сотрудникам УИС Республики Тыва содержащихся за счёт средств государственного бюджета, учреждениями государственной системы здравоохранения", предметом которого явилось оказание специализированной медицинской помощи и иных специализированных медицинских услуг, наименование которых перечислено в техническом задании (приложение N 1 к контракту). При этом
заказчик взял на себя обязательства оплачивать в переделах выделенных бюджетных ассигнований исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам, а исполнитель обеспечивать оказание сотрудниками медицинской помощи в необходимом объёме надлежащего качества.
Контрактом срок его действия определён с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г, срок оказания медицинских услуг с 1 января 2018 г. по 15 декабря 2018 г.
По результатам заседания врачебной подкомиссии ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" по контролю качества оказания медицинской помощи сотрудникам УФСИН России по Республике Тыва на договорной основе (протокол N от 5 июня 2018 г.) принято решение о том, что лечение в отделениях хирургического, неврологического и терапевтического профиля
и консультативно-диагностическая помощь сотрудникам, в том числе ФИО15 в ГБУЗ PT "Республиканская больница N1" обоснованы, лечение в данных отделениях подлежит оплате.
Как следует из счёт-фактур, актов, оказанные исполнителем по государственному контракту N 7 от 20 февраля 2018 г. услуги были оплачены в полном объеме. Со стороны заказчика услуги, акты были подписаны врио начальника подполковником внутренней службы ФИО11 Согласно резолюции, выполненной на акте N3 за предоставленное медицинское лечение сотрудникам УФСИН России по Республике Тыва за 2018 год, акт был проверен 06 июня 2018 г. начальником группы ВВК ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" подполковником внутренней службы ФИО12
Приказом УФСИН России по Республике Тыва от 20 марта 2017 года N было утверждено распределение полномочий и функциональных обязанностей при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд УФСИН России по Республике Тыва согласно приложению N 1 (далее ? распределение полномочий и функциональных обязанностей). Согласно распределению полномочий и функциональных обязанностей, инициатор закупки осуществляет определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок (пункт 1.4); участие в уточнении (в рамках обоснования цены) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 1.7); участвует во взаимодействии с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, при применении меры ответственности, участвует в совершении иных действий, в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (пункт 1.13); взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, участвует в применении меры ответственности, в том числе в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, участвует в совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (пункт 2.25); несёт ответственность за нарушение порядка заключения и изменения контракта (пункт 2.31); обеспечивает приёмку выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, а также отдельных
этапов выполнения работы, оказания услуги (пункт 3.1); участвует во взаимодействии с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и является исполнителем при изменении, расторжении контракта, при применении меры ответственности, участвует в совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (пункт 3.2).
Согласно пункту 1.2 Соглашения N 2/3 об основных направлениях взаимодействия ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" и УФСИН России по Республике Тыва от 6 февраля 2014 г, стороны в переделах полномочий осуществляют на безвозмездной основе взаимодействие последующим основанным направлениям: организация и контроль оказания медицинской помощи и медицинских услуг сотрудникам, работникам УИС. Организуют и осуществляют выполнение конкретных действий, связанных с реализацией комплекса мероприятий, направленных на медико-санитарное обеспечение сотрудников, работников УИС, а в случаях, установленных законодательством РФ членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС (пункт 1.5).
Согласно пункту 2.3 соглашения, стационарное лечение либо амбулаторные виды помощи, не оказываемые вышеперечисленными учреждениями предоставляются в учреждения государственного и муниципального здравоохранения на договорной основе, контроль за количеством и качеством оказанных услуг осуществляется заместителем начальника ФКУЗ МСЧ-19 (место дислокации г. Кызыл).
Сторонами спора не оспаривалось, что сотрудник ИК-4 ФИО16, находясь на стационарном излечении в ГБУЗ PT "Республиканская больница N 1" с 26 апреля 2018 г. по 18 мая 2018 г. получил лечение, в том числе с помощью лекарства, оплата которого государственным контрактом N 7 не предусматривалась. Необходимость такого лечения также сторонами под сомнение не ставилась.
На основании предписания ФСИН России от 26 февраля 2019 г. исх. N, программы проверки, утвержденной 27 февраля 2019 г. начальником ГКРИ УД ФСИН России в УФСИН России по Республике Тыва, проведена аудиторская проверка.
Согласно выписке из акта аудиторской проверки, проведенной в УФСИН России по Республике Тыва 27 марта 2019 г, следует, что в числе прочих, также выявлены недостатки, связанные с оплатой медицинских услуг в отсутствие оформленных в установленном порядке государственных контрактов. Так, в феврале 2018 г. УФСИН России по Республике Тыва на основании актов выполненных работ и актов оказания услуг производило оплату медицинских услуг ГБУЗ PT "Республиканская больница N1" по государственному контракту от 20 февраля 2018 г. N7 на сумму 451 000 рублей. При этом в рамках данного государственного контракта были оплачены медицинские услуги и медикаменты, не предусмотренные условиями контракта, в прейскуранте на медицинские услуги данные позиции не содержатся, что привело к необоснованному расходу бюджетных средств на общую сумму 318 700 рублей.
По факту необоснованных расходов бюджетных средств на сумму 318 700 рублей по государственному контракту от 20 февраля 2018 r. N 7, врио начальника УФСИН России по Республике Тыва Тодояковым 0.Н. приказом от 1 октября 2019 года N 571 создана комиссия по проведению служебной проверки, срок окончания которой определен до 27 октября 2019 г.
Согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденному врио начальника УФСИН России по Республике Тыва полковником внутренней службы Тодояковым 0.Н, сотрудник ИК-4 Монгуш А.М. проходил лечение в ГБУЗ PT "Республиканская больница N1", что подтверждается актом NЗ за предоставленное медицинское лечение сотрудникам УФСИН (далее - акт N) и счёт-фактурой N от 5 июня 2018 г.
В акте N отражено, что на лечение ФИО10 был приобретён иммуноглобулин человека нормальный. Интратект. Раствор для диффузий 50 мг/мл 100 мл (флакон) на сумму 272 865 рублей 45 копеек.
Счет-фактура N была рассмотрена 5 июня 2018 г. на заседании врачебной подкомиссии ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России по контролю качества оказания медицинской помощи сотрудникам на договорной основе, созданной на основании приказа ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" от 14 марта 2018 г. N "Об утверждении положения о врачебной комиссии". По результатам заседания подкомиссии составлен протокол N.
Инициатором закупок по Государственному контракту от 20 февраля 2018 г. N "Об оказании медицинской помощи сотрудникам УИС Республики Тыва содержащихся за счет средств государственного бюджета, учреждениями государственной системы здравоохранения" (далее - Контракт N от 20 февраля 2018 г.) являлась заместитель начальника ФКУЗ "МСЧ- 19 ФСИН России" полковник внутренней службы Черепанова Т.В.
В ходе служебной проверки комиссией установлено, что ненадлежащее
исполнение своих обязанностей сотрудниками, входящими в состав врачебной подкомиссии ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" по контролю качества оказания медицинской помощи сотрудникам на договорной основе и Черепановой Т.В, являющейся должностным лицом ответственным за контроль исполнения государственного контракта от 20 февраля 2018 г..N 7, привело к необоснованному расходу денежных средств федерального бюджета на оплату медикаментов на сумму 451 000 рублей. В соответствии с пунктом 6.1 Контракта N7 от 20 февраля 2018 г изменение существенных условий контракта и составление дополнительных соглашений для приобретения лекарства Монгушу А.М. не допустимо, соответственно инициатору закупок (Черепановой Т.В.) необходимо было заключить дополнительный контракт на приобретение лекарства Монгушу А.М. Причинами и условиями, способствовавшими образованию недостатка явились низкая исполнительская дисциплина заместителя начальника МСЧ- 19 Черепановой Т.В. За нарушение служебной дисциплины, определенной пунктами 5, 23 должностной инструкции, выразившейся в неисполнении требований: пункта 2.25 приказа УФСИН от 20 марта 2019 г..N 118 "Распределение полномочий и функциональных обязанностей при осуществлении закупок товаров, работ услуг для нужд УФСИН РФ по PT"; пунктов 1.2; 1.5; 2.3 Соглашения N 2/3 об основных направлениях взаимодействия ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН РФ и УФСИН РФ по PT от 6 февраля 2014 г, повлекшее нарушение исполнения Государственного контракта от 20 февраля 2018 г..N7 "0б оказании медицинской помощи сотрудникам УИС Республики Тыва содержащихся за счёт средств государственного бюджета, учреждениями государственной системы здравоохранения", заместитель начальника ФКУЗ "МСЧ- 19 ФСИН России" полковник внутренней службы Черепанова Т.В. заслуживает дисциплинарного взыскания.
Начальнику УФСИН РФ по РХ предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя начальника Черепанову Т.В. своими правами и направить в адрес УФСИН РФ по PT копию приказа для предоставления информации в ФСИН РФ до 1 ноября 2019 г..
Приказом начальника ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" от 23 октября 2019 г. N на Черепанову Т.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины, выразившемся в неисполнении пунктов 5, 23 должностной инструкции, пункта 2, 25 приказа УФСИН России по Республике Тыва от 20 марта 2017 г. N118 "Распределение полномочий и функциональных обязанностей при осуществлении закупок, товаров, работ, слуг для нужд УФСИН России по Республике Тыва", пунктов 1.2, 1.5, 2.3 Соглашения N2/3 об основных направлениях взаимодействиях ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России и УФСИН России по Республике Тыва, повлекшее нарушение исполнения государственного контракта от 20 февраля 2018 г. N7 "Об оказании медицинской помощи сотрудникам УИС Республики Тыва, содержащихся за счёт средств государственного бюджета, учреждениями государственной системы здравоохранения".
Этим же приказом Черепановой Т.В. снижено квалификационное звание на одну ступень, присвоено квалификационное звание "специалист третьего класса". Также определено не выплачивать премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей в течение календарного месяца.
Приказом начальника УФСИН России по Республике Хакасия N255-лс от 1 ноября 2019 г. Черепановой Т.В. снижено квалификационное звание "специалист второго класса" на одну ступень до квалификационного звания "специалист третьего класса" с выплатой ежемесячной надбавки в размере 5% от должностного оклада. Основанием послужило наложение на не дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии с приказом N-к от 23 октября 2019 г, письмо МСЧ-19 от 28 октября 2019 r. N92/6-1926.
С оспариваемыми приказами и заключением служебной проверки истец была в установленные сроки ознакомлена.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец Черепанова Т.В. занимала должность заместителя начальника ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" с 2015 г, ее основной задачей являлась организационная работа медико-санитарной части и филиалов, дислоцированных на территории Республики Тыва, в связи с чем доводы о том, что она не ознакомлена с должностной инструкцией, иными приказами и локальными актами, которые возлагали на неё обязанность по работе закупок, в том числе проверку выставленных счетов и реестров на оплату, не являются основанием для признания заключения служебной проверки незаконной, следовательно, отмены оспариваемых приказов. Как заместитель начальника она должна знать, руководствоваться и доводить до подчинённых требования законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, правовых нормативных актов и документов, Указаний ФСИН России, УФСИН России по Республике Хакасия и Тыва, и других руководящих документов, регламентирующих вопросы по направлению, факт нарушения Черепановой Т.В. служебной дисциплины, выразившийся в неисполнении должностных обязанностей, а так же пунктов 2.25 приказа УФСИН России по Республике Тыва от 20 марта 2017 г. N118, пунктов 1.2, 1.5, 2.3 Соглашения 2/3 об основных направлениях взаимодействия ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" и УФСИН России по Республике Тыва от 6 февраля 2014 г, повлекшее нарушение исполнения государственного контракта от 20 февраля 2018 г. N7 подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился.
Руководствуясь положениями статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, установив, что в заключении служебной проверки была сделана ссылка на нарушение истцом пункта 23 должностной инструкции в редакции от 18 марта 2019 г, не действовавшей в момент вменяемого истцу дисциплинарного проступка, а также на приказ N118 от 20 марта 2019 г... который не был представлен суду, об оплате медицинских услуг, лекарств, не предусмотренных государственным контрактом истец не знала, в состав комиссии по контрольно-экспертной работе ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" истец включена не была, доказательств возложения на истца в спорный период обязанности по заключению дополнительного контракта суду не представлено, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва пришла к выводу, что заключение содержит не проверенные выводы относительно вины истца в необоснованном расходовании бюджетных средств.
Также суд апелляционной инстанции пришел к вывод, что ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" был нарушен порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку руководителем учреждения служебная проверка в отношении истца не проводилась, письменные объяснения от истца по факту выявленных нарушений руководством или уполномоченным лицом ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" не истребованы, вследствие чего приказ N-к от 23 октября 2019 г, и приказ УФСИН России по Республике Хакасия N от 1 ноября 2019 г. о снижении Черепановой Т.В. квалификационного звания нельзя признать законным.
Установив незаконность указанных выше приказов, суд апелляционной инстанции удовлетворил требования истца в части взыскания денежных сумм в счет разницы недополученной надбавки за квалификационный класс с 1 ноября 2019 г. по 25 мая 2020 г, а также в счет премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за ноябрь 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно абзацу 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N4202-1, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ), который вступил в силу с 1 августа 2018 г.
В силу статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5473-1 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.3, 13.1, 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. N76 граждане, принимаемые на службу в уголовно-исполнительную систему, а также сотрудники при перемещении по службе знакомятся под расписку со служебными обязанностями по должности, на которую они назначаются, а сотрудники, состоящие в должностях, - с вносимыми в служебные обязанности изменениями. Обязанность по своевременному и полному доведению до сотрудников их прав и обязанностей возлагается на непосредственных начальников. При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.
Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий установлены статьей 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ.
Дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы обязан проинформировать Президента Российской Федерации (пункт 3).
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (пункт 4).
О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (пункт 9).
Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ может быть проведена служебная проверка.
В соответствии с пунктом 32 Дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 12 сентября 2019 г. N202 (далее - Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы Российской Федерации), перед наложением дисциплинарного взыскания по решению директора Федеральной службы исполнения наказаний или уполномоченного руководителя (начальника) в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ проводится служебная проверка.
Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина (пункт 33 Дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации).
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав положения должностной инструкции истца, Положения по контролю качества оказания медицинской помощи сотрудникам на договорной основе врачебной комиссии МСЧ-19, установив, что вопрос оплаты за медицинские услуги по лечению ФИО10 был предметом рассмотрения подкомиссии ФКУЗ "МСЧ-19 ФСИН России" по контролю качества оказания медицинской помощи сотрудникам УФСИН России по Республике Тыва на договорной основе, в состав которой истец не входит, о поступлении счета-фактуры и результатах работы подкомиссии Черепанова Т.В. не была проинформирована, доводы истца о том, что об оплате медицинских услуг, лекарств, не предусмотренных государственным контрактом она узнала в ходе проведения служебной проверки в ходе судебного разбирательства опровергнута не были, в заключении служебной проверки необоснованно сделан вывод о нарушении истцом пункта 23 должностной инструкции, утвержденной 18 марта 2019 г..(после разрешения вопроса об оплате медицинских услуг, оказанных ФИО10), суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что материалами дела не нашли своего подтверждения выводы ответчиков о совершении истцом вменяемого ей дисциплинарного проступка, в связи с чем заключение служебной проверки и изданные на его основе приказ Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 19 Федеральной службы исполнения наказаний" N-к от 23 октября 2019 года "О привлечении Черепановой Т.В. к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и снижении квалификационного звания на одну ступень, с присвоением квалификационного звания "специалист 3 класса" и приказ Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Хакасия N-лс от 1 ноября 2019 года "О
снижении Черепановой Т.В. квалификационного звания на одну ступень" были обоснованно признаны незаконными.
Доводы кассационной жалобы о том, что вина истца как уполномоченного инициатора закупок подтверждается материалами дела, в ее обязанности входило сопровождение закупки, проверка и анализ, выставленных счетов и реестров при реализации государственных контрактов на оказание медицинских услуг сотрудникам уголовно-исполнительной системы Республики Тыва, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были отвергнуты судом по мотивам, изложенным в судебном акте, сводятся к несогласию с данной судами оценкой доказательств, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, являются мотивированными, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N19" Федеральной службы исполнения наказаний России" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.