Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-285/2020 (УИД 24RS0001-01-2020-000414-14) по иску прокурора Абанского района в интересах Пронина Валентина Николаевича к акционерному обществу "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала акционерного общества "Краевая дорожно-эксплуатационная организация", Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный страховой стаж и доначислении дополнительного тарифа по страховым взносам, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) на решение Абанского районного суда Красноярского края от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Абанского района Красноярского края обратился в суд в интересах Пронина Валентина Николаевича (далее по тексту - Пронин В.Н.) к акционерному обществу "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала акционерного общества "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" (далее по тексту - АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "КрайДЭО"), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное), ответчик) о включении периодов работы в специальный страховой стаж и доначислении дополнительного тарифа по страховым взносам.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению Пронина В.Н, установлено, что 1 апреля 2003 г. между Прониным В.Н. и Абанским филиалом АО "КрайДЭО" заключен бессрочный трудовой договор по основному месту работы, истец принят на должность машиниста (кочегара) котельной. 12 сентября 2019 г. трудовой договор с Прониным В.Н. был расторгнут по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по инициативе работника. Указанный период работы - с 1 апреля 2003 г. по 12 сентября 2019 г. подлежал включению Пронину В.Н. в специальный страховой стаж, а также за указанный период подлежал начислению и уплате дополнительный тариф страховых взносов, который неправомерно не был начислен и уплачен работодателем. 2 апреля 2020 г. прокуратурой Абанского района приняты меры досудебного урегулирования, по данному вопросу в адрес Абанского филиала АО "КрайДЭО" направлено представление об устранении выявленных нарушений, которые ответчиком не были устранены.
Прокурор просил суд обязать филиал АО "КрайДЭО" включить в специальный страховой стаж Пронина В.Н. период осуществления трудовой функции в качестве машиниста (кочегара) котельной с 1 апреля 2003 г. по 12 сентября 2019 г, доначислить и уплатить дополнительный тариф по страховым взносам.
8 октября 2020 г..в Абанский районный суд от истца поступили уточненные исковые требования, в которых истец просил обязать АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" представить в УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) сведения для отражения на лицевом счете Пронина В.Н. периодов работы с 16 мая 2003 г..по 14 сентября 2003 г, с 16 мая 2004 г..по 19 мая 2004 г, с 16 мая 2005 г..по 15 сентября 2005 г, с 16 мая 2006 г..по 14 сентября 2006 г, с 16 мая 2007 г..по 14 сентября 2007 г, с 16 мая 2008 г..по 14 сентября 2008 г, с 16 мая 2009 г..по 14 сентября 2009 г, с 16 мая 2010 г..по 14 сентября 2010 г, с 21 мая 2011 г..по 14 сентября 2011 г, с 21 мая 2012 г..по 14 сентября 2012 г, с 29 мая 2013 г..по 15 сентября 2013 г, с 31 мая 2014 г..по 9 сентября 2014 г, с 16 мая 2015 г..по 15 сентября 2015 г, с 16 мая 2016 г..по 14 сентября 2016 г, с 1 июня 2017 г..по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г..по 16 сентября 2018 г, с 21 мая 2019 г..по 9 августа 2019 г, как льготных, связанных с осуществлением трудовой функции в качестве машиниста (кочегара) котельной, обязать УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) отразить на лицевом счете Пронина В.Н. периоды работы с 16 мая 2003 г..по 14 сентября 2003 г, с 16 мая 2004 г..по 19 мая 2004 г, с 16 мая 2005 г..по 15 сентября 2005 г, с 16 мая 2006 г..по 14 сентября 2006 г, с 16 мая 2007 г..по 14 сентября 2007 г, с 16 мая 2008 г..по 14 сентября 2008 г, с 16 мая 2009 г..по 14 сентября 2009 г, с 16 мая 2010 г..по 14 сентября 2010 г, с 21 мая 2011 г..по 14 сентября 2011 г, с 21 мая 2012 г..по 14 сентября 2012 г, с 29 мая 2013 г..по 15 сентября 2013 г, с 31 мая 2014 г..по 09 сентября 2014 г, с 16 мая 2015 г..по 15 сентября 2015 г, с 16 мая 2016 г..по 14 сентября 2016 г, с 1 июня 2017 г..по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г..по 16 сентября 2018 г, с 21 мая 2019 г..по 9 августа 2019 г, как льготные, связанные с осуществлением трудовой
функции в качестве машиниста (кочегара) котельной, обязать АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" доначислить и уплатить дополнительный тариф по страховым взносам в размере 32931, 82 рублей.
Решением Абанского районного суда Красноярского края от 3 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г, исковые требования прокурора Абанского района Красноярского края в интересах Пронина Валентина Николаевича к АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "КрайДЭО", УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и доначислении дополнительного тарифа по страховым взносам удовлетворены частично, на АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "КрайДЭО" возложена обязанность представить в УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) сведения для отражения на лицевом счете Пронина Валентина Николаевича периодов работы с 1 сентября 2003 г..по 14 сентября 2003г, с 16 августа 2004 г..по 14 сентября 2004 г, с 16 мая 2005 г..по 5 июля 2005 г, с 22 мая 2006 г..по 11 июля 2006 г, с 1 августа 2007 г..по 14 сентября 2007 г, с 4 августа 2008 г..по 14 сентября 2008 г, с 8 июня 2009 г..по 26 июля 2009 г, с 10 августа 2010 г..по 14 сентября 2010 г, с 30 июля 2011 г..по 14 сентября 2011 г, с 23 июля 2012 г..по 10 сентября 2012 г, с 3 июня 2013 г..по 23 июля 2013 г, 2 июня 2014 г..по 21 июля 2014 г, с 19 мая 2015 г..по 7 июля 2015 г, с 27 мая 2016 г..по 16 июля 2016 г, с 1 августа 2017 г..по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г..по 13 июля 2018 г, с 1 июля 2019 г..по 8 августа 2019 г..как льготных, осуществления трудовой функции в качестве машиниста (кочегара) котельной, также на АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "КрайДЭО" возложена обязанность доначислить и уплатить дополнительный тариф по страховым взносам в размере 4766, 46 рублей, кроме того на УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) возложена обязанность отразить на лицевом счете Пронина Валентина Николаевича периоды
работы с 1 сентября 2003 г..по 14 сентября 2003 г, с 16 августа 2004 г..по 14 сентября 2004 г, с 16 мая 2005 г..по 5 июля 2005 г, с 22 мая 2006 г..по 11 июля 2006 г, с 1 августа 2007 г..по 14 сентября 2007 г, с 4 августа 2008 г..по 14 сентября 2008 г, с 8 июня 2009 г..по 26 июля 2009 г, с 10 августа 2010 г..по 14 сентября 2010 г, с 30 июля 2011 г..по 14 сентября 2011 г, с 23 июля 2012 г..по 10 сентября 2012 г, с 3 июня 2013 г..по 23 июля 2013 г, с 2 июня 2014 г..по 21 июля 2014 г, с 19 мая 2015 г..по 7 июля 2015 г, с 27 мая 2016 г..по 16 июля 2016 г, с 1 августа 2017 г..по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г..по 13 июля 2018 г, с 1 июля 2019 г..по 8 августа 2019 г..как льготные, осуществления трудовой функции в качестве машиниста (кочегара) котельной, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, с АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "КрайДЭО" взыскана государственная пошлина в размере 700 рублей в доход местного бюджета, с УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель УПФР в г. Канске Красноярского края (межрайонное) просит отменить решение Абанского районного суда Красноярского края от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г. как незаконные и необоснованные.
Относительно доводов кассационной жалобы старшим прокурором отдела прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е, а также представителем Пронина В.Н. - Прониным С.В, представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 1 апреля 2003 г. между Прониным В.Н. и Абанским филиалом АО "КрайДЭО" заключен бессрочный трудовой договор по основному месту работы, истец принят на должность машиниста (кочегара) котельной. 12 сентября 2019 г. трудовой договор с Прониным В.Н. был расторгнут по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по инициативе работника.
Факт работы Пронина В.Н. в период с 1 апреля 2003 г. по 8 августа 2019 г. по трудовому договору в АО "КрайДЭО" в качестве машиниста (кочегара) котельной, работа которой носила сезонный характер, на условиях полной занятости в отопительные сезоны, подтверждается первичными документами (трудовыми договорами, приказами по личному составу, приказами по предоставлению отпусков, лицевым счетом, должностной инструкцией), которые исследовались судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Проверив выписку из индивидуального лицевого счета Пронина В.Н... суды установили, что в разделе "Сведения о страховом стаже" в графе "особые условия труда" периоды работы с 16 мая 2003 г. по 14 сентября 2003г, с 16 мая 2004 г. по 19 мая 2004 г, с 16 мая 2005 г. по 15 сентября 2005г, с 16 мая 2006 г. по 14 сентября 2006 г, с 16 мая 2007 г. по 14 сентября 2007 г, с 16 мая 2008 г. по 14 сентября 2008 г, с 16 мая 2009 г. по 14 сентября 2009 г, с 16 мая 2010 г. по 14 сентября 2010 г, с 21 мая 2011 г. по 14 сентября 2011 г, с 21 мая 2012 г. по 14 сентября 2012 г, с 29 мая 203 г. по 15 сентября 2013 г, с 31 мая 2014 г. по 9 сентября 2014 г, с 16 мая 2015 г. по 15 сентября 205 г, с 16 мая 2016 г. по 14 сентября 2016 г, с 1 июня 2017 г. по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г. по 16 сентября 2018 г, с 21 мая 2019 г. по 9 августа 2019 г. не учтены как льготные.
Судами установлено, что котельная АО "КрайДЭО" с 2003 по 2019 годы отапливалась твердым топливом (углем), периоды с 15 мая до 15 сентября с 2003 по 2019 годы являлись межотопительными, что подтверждается приказами об окончании и начале отопительных сезонов.
В межотопительный период котельная не работала, Прониным В.Н. выполнялись работы, предусмотренные должностной инструкцией.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "КрайДЭО" обязанности представить в УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) сведения для отражения на лицевом счете истца периодов его работы с 1 сентября 2003 г..по 14 сентября 2003г, с 16 августа 2004 г..по 14 сентября 2004 г, с 16 мая 2005 г..по 5 июля 2005 г, с 22 мая 2006 г..по 11 июля 2006 г, с 1 августа 2007 г..по 14 сентября 2007 г, с 4 августа 2008 г..по 14 сентября 2008 г, с 8 июня 2009 г..по 26 июля 2009 г, с 10 августа 2010 г..по 14 сентября 2010 г, с 30 июля 2011 г..по 14 сентября 2011 г, с 23 июля 2012 г..по 10 сентября 2012 г, с 3 июня 2013 г..по 23 июля 2013 г, 2 июня 2014 г..по 21 июля 2014 г, с 19 мая 2015 г..по 7 июля 2015 г, с 27 мая 2016 г..по 16 июля 2016 г, с 1 августа 2017 г..по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г..по 13 июля 2018 г, с 1 июля 2019 г..по 8 августа 2019 г..как льготных, осуществления трудовой функции в качестве машиниста (кочегара) котельной, возложения на АО "Краевая дорожно-эксплуатационная организация" в лице Абанского филиала АО "КрайДЭО" обязанности доначислить и уплатить дополнительный тариф по страховым взносам в размере 4766, 46 рублей, возложении на УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) отразить на лицевом счете истца периоды работы: с 1 сентября 2003 г..по 14 сентября 2003 г, с 16 августа 2004 г..по 14 сентября 2004 г, с 16 мая 2005 г..по 5 июля 2005 г, с 22 мая 2006 г..по 11 июля 2006 г, с 1 августа 2007 г..по 14 сентября 2007 г, с 4 августа 2008 г..по 14 сентября 2008 г, с 8 июня 2009 г..по 26 июля 2009 г, с 10 августа 2010 г..по 14 сентября 2010 г, с 30 июля 2011 г..по 14 сентября 2011 г, с 23 июля 2012 г..по 10 сентября 2012 г, с 3 июня 2013 г..по 23 июля 2013 г, с 2 июня 2014 г..по 21 июля 2014 г, с 19 мая 2015 г..по 7 июля 2015 г, с 27 мая 2016 г..по
16 июля 2016 г, с 1 августа 2017 г..по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г..по 13 июля 2018 г, с 1 июля 2019 г..по 8 августа 2019г. как льготные, осуществления трудовой функции в качестве машиниста (кочегара) котельной.
Также суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в специальный стаж истца периодов его работы, приходящихся на прекращение отопительного сезона, поскольку сам по себе факт выполнения Прониным В.Н. ремонтных работ и работ по подготовке к новому отопительному сезону, по смыслу разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства груда Российской Федерации от 22 мая 1996 N 29, предполагает их выполнение наряду с обязательным условием ежедневного выполнения работы в условиях труда, предусмотренных списками, которая Прониным В.Н. в межотопительный сезон не выполнялась.
Решение суда в указанной части стороной ответчика не обжалуется.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное), согласился с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам но достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего до 01 января 2017 г, для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых па видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 г. дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", положения части 6 статьи 30 того же Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
По смыслу приведенных положений закона, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости досрочно, в связи, в том числе с выполнением работы в тяжелых условиях, включаются периоды работы в соответствующих должностях при условии исполнения работодателем обязанности по оплате дополнительных страховых взносов, при этом отсутствие аттестации рабочего места не исключает обязанность работодателя по оплате дополнительных страховых взносов.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 315-О дана оценка конституционности приведенных выше положений, в связи с чем указано, что такое правовое регулирование, в том числе правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды работы гражданина до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды работы, предусмотренные Списками и имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (до 01 января 2017 г. - статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ).
С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации, для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
Согласно пп. "б" и. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право па льготное пенсионное обеспечение" (далее-Список N 2 от 26 января 1991 г.).
В соответствии с действующим законодательством правом на льготную пенсию по Списку N2 от 26 января 1991 г. пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786).
"Машинист (кочегар) котельной" - это полное наименование профессии рабочих, занятых обслуживанием водогрейных и паровых котлов в помещениях или зданиях, где располагаются котельные установки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) па территории Российской Федерации иностранных гражданах и лиц без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Вопреки доводов кассационной жалобы, разрешая требования истца о применении льготного порядка исчисления периодов нахождения Пронина В.Н. в отпусках при определении продолжительности стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, суды установили, что Пронин В.И. находился в ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусках, приходящихся, в том числе на межотопительные сезоны.
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 N516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска.
Исследовав приказы за период с 2003 по 2019 годы, суды установили, что Пронину В.Н. при осуществлении им трудовой деятельности в АО "КрайДЭО", исходя из положений статей 114 - 117 Трудового кодекса Российской Федерации предоставлялись ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска с 1 сентября 2003 г. по 16 октября 2003г, с 16 августа 2004 г. по 23 сентября 2004 г, с 16 мая 2005 г. по 5 июля 2005 г, с 22 мая 2006 г. по 11 июля 2006 г, с 1 августа 2007 г. по 19 сентября 2007 г, с 4 августа 2008 г. по 22 сентября 2008 г, с 8 июня 2009 г. по 26 июля 2009 г, с 10 августа 2010 г. по 28 сентября 2010 г, с 30 июля 2011 г. по 17 сентября 2011 г, с 23 июля 2012 г. по 10 сентября 2012 г, с 3 июня 2013 г. по 23 июля 2013 г, с 2 июня 2014 г. по 21 июля 2014 г, с 19 мая 2015 г. по 7 июля 2015 г, с 27 мая 2016 г. по 16 июля 2016 г, с 1 августа 2017 г. по 17 сентября 2017 г, с 26 мая 2018 г. по 13 июля 2018 г, с 1 июля 2019 г. по 8 августа 2019 г. за работу во вредных условиях труда, к которой относилась работа истца в качестве машиниста (кочегара) котельной на угле в отопительные сезоны.
Согласно индивидуального лицевого счета Пронина В.Н. он зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, при этом в его индивидуальном лицевом счете не содержится сведений о его особых условиях груда в периоды нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в межотопительный период, что делает невозможным включение данных спорных периодов в специальный стаж Пронина В.Н.
Также из выписки из лицевого счета застрахованного лица Пронина В.Н. следует, что страхователем начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу с 1 января 2013 г. производились, однако за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительного) за 2013, 2014 и 2017 годы начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 4766, 46 рублей (за отпуск 2013 - 798, 74 рубля, за отпуск 2014 - 1963, 80 рублей, за отпуск 2017 - 2003, 92 рубля) не производились, в то время как в силу требований пункта 6 статьи 30 Федерального "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
При этом, сведения об аттестации рабочего места Пронина В.Н, которые бы подтверждали особые условия труда и аттестация рабочего места машиниста (кочегара) котельной, в материалы дела представлены, специальная оценка условий труда работодателем проводилась.
Сведения в индивидуальный лицевой счет Пронина В.Н. внесены на основании документов, представленных АО "Край ДЭО".
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает несостоятельными доводы кассационной жалобы ответчика о незаконном и необоснованном включении судами в специальный страховой стаж истца периодов нахождения в ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусках, поскольку включение данных периодов в специальный стаж прямо предусмотрено приведенными выше положениями Правил. Кроме того, указанные периоды являются периодами работы истца с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Ссылка ответчика в кассационной жалобе на те обстоятельства, что часть отпусков приходилось на то время, когда истец непосредственно не работал в тяжелых условиях, не является основанием для не применения к указанным периодам льготного порядка исчисления стажа, поскольку материалами дела подтверждается, что истец работал в условиях полного рабочего дня и полной рабочей недели в котельной на твердом топливе ежегодно в периоды отопительного сезона, основной и дополнительные отпуска предоставлялись истцу в связи с работой в условиях Списка N 2.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абанского районного суда Красноярского края от 3 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.