Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С. и Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании при использовании систем видеоконференц-связи при содействии Железнодорожного районного суда г. Новосибирска гражданское дело N 54RS0014-01-2020-000194-11 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области к Вееру Юрию Викторовичу о возложении обязанностей по устранению нарушений природоохранного законодательства
по кассационной жалобе Веера Ю.В. на решение Болотнинского районного суда Новосибирской области от 3 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав объяснения представителя Веера Ю.В. - адвоката Добролюбовой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области обратилось в суд с иском к Вееру Ю.В. о возложении обязанностей по устранению нарушений природоохранного законодательства.
Иск обоснован тем, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N, принадлежащие истцу, расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области, границы которого установлены постановлением Правительства Новосибирской области N 43 5-п от 4 декабря 2007 г. "Об утверждении границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области". На территории природного заказника установлен режим особой охраны по постановлению Правительства Новосибирской" области от 1 ноября 2010 г. N 197-п "Об утверждении положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области".
15 июня 2018 г. в рамках прокурорской проверки сотрудниками ГКУ НСО "Природоохранная инспекция" совместно с сотрудниками отдела лесных отношений по Болотнинскому лесничеству было произведено обследование выделов "данные изъяты", расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области "адрес" была обнаружена хозяйственная деятельность в виде строительства водохранилища, искусственного водного объекта (гидротехнического сооружения - плотины), осуществляемая Веером Ю.В.
Охотничьим ресурсам и среде их обитания Веером Ю.В. был причинен вред в нарушение подпунктов 4, 5, 24 пункта 7 раздела III Положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства НСО N 197-п.
В отношении Веера Ю.В. было возбуждено административное производство по факту административного правонарушения, строительства искусственного водоема (плотины). 27 сентября 2018 г. вынесено постановление N 150 об административном правонарушении за нарушение режима особо охраны заказника "Мануйловский", назначенное наказание в виде штрафа было Веером Ю.В. исполнено.
18 декабря 2018 г. Вееру Ю.В. было направлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера в виде раскопки перегородки (стены) останавливающей воду и приведение участка местности в исходное состояние, сроком до 31 июля 2019 г.
По результатам задания на проведение мероприятий в виде обследования земельного участка, расположенного "адрес", 4 октября 2019 г. составлен акт N в присутствии дознавателя ОД ОМВД России по Болотнинскому району, государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по НСО о том, что земельный участок не приведен в исходное состояние, не проведена раскопка перегородки. Предписание Веером Ю.В. не было исполнено, мер по устранению выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды им предпринято не было. Несоблюдение требований Положения о режиме особой охраны заказника "Мануйловский" создает угрозу причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области просило суд обязать Веера Ю.В. устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно обеспечить демонтаж незаконно возведенных на территории заказника "Мануйловский" плотины, пруда и приведении земельного участка в исходное состояние в результате противоправной деятельности путем рекультивации в соответствие с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель". Установить Вееру Ю.В. разумный срок для устранения нарушений.
Решением Болотнинского районного суда Новосибирской области от 3 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 марта 2021 г, исковые требования удовлетворены.
На Веера Ю.В. возложена обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно обеспечить демонтаж, незаконно возведенных на территории заказника "Мануйловский" плотины, пруда и приведении земельного участка в исходное состояние в результате противоправной деятельности путем рекультивации в соответствие с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
В кассационной жалобе Веер Ю.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, администрация Болотнинского района Новосибирской области заявила о рассмотрении дела без участия ее представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГКУ Новосибирской области "Природоохранная инспекция" на территории Государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области обнаружено строительство водохранилища, искусственного водного объекта-плотины "адрес" обнаружена хозяйственная деятельность в виде строительства водохранилища, искусственного водного объекта (гидротехнического сооружения - плотины), осуществляемая Веером Ю.В, который причинил вред охотничьим ресурсам и среде их обитания, нарушив пункт 24 раздела III Положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 1 ноября 2010 г. N 197-п.
Установленные обстоятельство подтверждено протоколом об административном правонарушении N 71 от 15 июня 2018 г. и постановлением по делу об административном правонарушении N 150/18 от 27 сентября 2018 г, содержащим объяснение Веера Ю.В, о том, что он при помощи бульдозера решилсоорудить искусственный водоем, согласно которым Веер Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 3000 руб, а также объяснениями Веера Ю.В. от 15 июня 2018 г. и 18 июня 2018 г, ГКУ Новосибирской области "Природоохранная инспекция" Вееру Ю.В. вынесено предписание N от 18 декабря 2018 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, обязывающее Веера Ю.В. произвести раскопку перегородки (стены) останавливающей воду и приведение участка местности в исходно состояние до 31 июля 2019 г, по основанию строительства платины, создания искусственного сооружения пруда на особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области.
Предписание Веером Ю.М. не исполнено.
В соответствии с материалами прокурорской проверки, в которых имеются справки и схемы, кадастровые выписки и кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Мануйловский" Новосибирской области, датированных с 2015 по 2018 годы, отсутствуют сведения о расположенном на них водном объекте. Кроме того, согласно кадастровым паспортам указанных участков, вводится ограничение прав на земельные участки в соответствие с требованиями действующего законодательства в связи с образованием государственного природного заказника "Мануйловский" НСО.
Деятельность по проведению землеустроительных работ по возведению плотины Веером Ю.В. организована без получения соответствующих разрешений.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 62 Земельного кодекса РФ, статьи 222 Гражданского кодекса РФ, Постановлением Правительства Новосибирской области от 1 ноября 2010 г. N 197-п "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном заказнике "Мануйловский", установив, что ответчиком в установленный срок не были исполнены предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера в виде раскопки перегородки (стены) останавливающей воду и приведение участка местности в исходное состояние, демонтажу плотины, возложил на Веера Ю.В. обязанность по устранению нарушения природоохранного законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу части 1 статьи 22 названного закона государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (часть 2 статьи 33 Закона).
Согласно пунктов 1 - 3 статьи 24 Федерального закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (пункт 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ).
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Согласно подпункту 24 пункта 7 постановления Правительства Новосибирской области от 1 ноября 2010 г. N 197-п "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном заказнике "Мануйловский" Новосибирской области" на особо охраняемой природной территории регионального значения запрещается строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений.
С учетом режима особой охраны заказника "Мануйловский" судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что на принадлежащем ответчику Вееру Ю.М. земельном участке, находящимся в границах заказника, последним в нарушение приведенного закона, вопреки установленным ограничениям использования земельного участка, осуществлялось строительство водохранилища - искусственного водного объекта гидротехничсекого сооружения плотины, в "адрес", осуществляемая им деятельность причинила вред окружающей среде, охотничьим ресурсам и среде их обитания.
Доводы кассационной жалобы ответчика Веера Ю.В. сводятся к неприменению к спорным отношениям положений статьи 62 Земельного кодекса РФ и статьи 222 Гражданского кодекса РФ; для определения действий ответчика по приведения участка в исходное состояние, а также определения, создают или нет действия ответчика угрозу причинения вреда человеку и окружающей среде, необходимы специальные познания, судебная экспертиза по делу проведена не была, полагает, что ответчиком строительство плотины не производилось, плотина существовала с 70-х годов ХХ века, что подтверждено представленными доказательствами, сохранение и ремонт существующих на местности прудов и плотин, расположенных в заказниках, законом не запрещено; представленными доказательствами подтверждено, что участок приведен в первоначальное состояние, в плотине прорыта канава и вода из пруда спущена, повторяют его позицию, поддержанную в судах первой и апелляционной инстанции, и отклоненную со ссылкой на закон и обстоятельства дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действия ответчика Веера Ю.В. по возведению им гидротехнического сооружения подтверждены материалом об административном правонарушении, предписанием N от 18 декабря 2018 г. ГКУ Новосибирской области "Природоохранная инспекция" Вееру Ю.В, собственноручными объяснениями Веера Ю.М. о сооружении им искусственного водоема, для чего он привлек бульдозер 29 октября 2107 г. который работал в течение одного дня, а также производил расчистку мест подтопления от березы, суммарно 21 день, с ноября 2017г. по май 2018г, актами прокурорской проверки, актом ГКУ НСО "Природоохранная инспекция" от 5 августа 2020 г. на спорном земельном участке обнаружена вновь возведенная земляная насыпь, усиленная деревянными опорами, которая препятствует движению воды естественным путем; запрет строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений на особо охраняемой природной территории регионального значения -- государственном природном заказнике "Мануйловский" HCО установлен подпунктом 24 пункта 7 раздела 111 Постановления Правительства Новосибирской области от 1 ноября 2010 г. N 197-п "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном заказнике "Мануйловский", а также пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016) "Об особо охраняемых природных территориях."
Законодатель, наделив особо охраняемые природные территории особым статусом, закрепил целью объявления природных объектов и комплексов их сохранение в естественном состоянии.
Если объявление особо охраняемых природных территорий производится без изъятия земельных участков, то на их собственников, владельцев и пользователей возлагаются обязательства по обеспечению режима особой охраны. На этих территориях запрещается деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности естественных состояний.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" обязаны возместить его в полном объеме.
В данной норме федеральный законодатель назвал факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на водные объекты, такие как загрязнение, истощение, порча, уничтожение, деградация, разрушение, в результате которых имеет место причинение вреда.
Исходя из приведенных требований закона, угроза причинения вреда человеку и окружающей среде действиями ответчика носит условный характер, основывается на признании необходимости особой охраны окружающей среды и ее компонентов, факта нарушенного состояния природной среды, в результате хозяйственной или иной деятельности, и не нуждается в специальных средствах доказывания, как указывает податель кассационной жалобы.
Судами были проверены доводы ответчика о приведении земельного участка в первоначальное состояние и отклонены как не подтверждающие выполнение работ по восстановлению нарушенного почвенного покрова в соответствии с действующим законодательством, указанных в предписании ГКУ НСО "Природоохранная инспекция" от 18.12.2018 г. по устранению перегородки, останавливающей воду, и приведению участка в первоначальное состояние с учетом природоохранного законодательства, предусматривающего рекультивацию земель, работы выполнены не были, при том, что бремя доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложено на ответчика.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, поддержанную в судах обеих инстанций, отклоненные судами со ссылкой на материалы дела и закон.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судами установлены, исследованы и получили правовую оценку. Оснований для иной оценки, исходя из материалов дела, не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Болотнинского районного суда Новосибирской области от 3 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Веера Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.