Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-120/2020 (УИД 24RS0047-01-2020-000097-79) по исковому заявлению Ерохина Андрея Александровича к Министерству строительства Красноярского края, администрации Северо-Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного государственного сертификата
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Митюковой Е.А. на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ерохин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства Красноярского края, администрации Северо-Енисейского района Красноярского края, в котором с учетом уточнения требований просил обязать Министерство строительства Красноярского края и администрацию Северо-Енисейского района Красноярского края выдать ему, Ерохину А.А. в течение 2 месяцев с даты вступления решения в законную силу государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации программы Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы", и ее подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на состав один человек.
Исковые требования мотивированы тем, что истец состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 20 января 2015 г.
Ерохин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в браке с Ерохиной З.Н, которая также была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера, с ДД.ММ.ГГГГ г, но в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ г. исключена из очереди, не получив при жизни социальную выплату. Истец не имеет других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также не имеет на праве собственности и на условиях договора социального найма жилых помещений в р.п. Северо-Енисейский. С ДД.ММ.ГГГГ г. проживает по "адрес", на основании договора безвозмездного пользования квартирой, заключенного с собственником Ерохиной Д.А. с целью проживания истца до момента получения им социальной выплаты и переезда его на избранное им место постоянного жительства.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец в письменном заявлении на имя главы Северо- Енисейского района Красноярского края подтвердил своё участие в основном мероприятии "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2020 году.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец в письменной форме, на имя Министра строительства Красноярского края принял на себя обязательства выполнения условий участия в программе.
В предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья истцу было отказано по причине регистрации Ерохина А.А. и его дочери Ерохиной Д.А. в одном жилом помещении и невключения Ерохиной Д.А. в состав семьи истца для переселения из районов Крайнего Севера.
Решением Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены частично. На Министерство строительства Красноярского края возложена обязанность предоставить Ерохину А.А. государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" на состав семьи один человек без условия предоставления Ерохиным А.А. обязательства о сдаче жилого помещения по "адрес", в порядке установленной очередности. В остальной части заявленные требования Ерохина А.А. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Митюковой Е.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неверного определения обстоятельств, имеющих юридическое значение.
На кассационную жалобу поступил письменный отзыв от администрации Северо-Енисейского района Красноярского края, а также письменные возражения от представителя Ерохина А.А. - Зябликова Н.А.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Ерохина А.А. - Зябликов Н.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что ДД.ММ.ГГГГ г. Ерохина З.Н. (супруга истца) обратилась с письменным заявлением на имя главы администрации Северо-Енисейского района Красноярского края о включении её в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. В заявлении в качестве члена своей семьи Ерохина З.Н. указала своего супруга - Ерохина А.А.
Согласно выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ г, утверждённого распоряжением главы администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. N Ерохина З.Н. включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как гражданин прибывший в районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ г, имеющей стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 15 календарных лет, не имеющая других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами территории района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и не получавшая субсидии на эти цели, с учетом члена ее семьи - супруга Ерохина А.А.
На момент включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Ерохина З.Н. и её супруг Ерохин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ г. были зарегистрированы и фактически проживали по "адрес" - в квартире, принадлежащей на праве собственности их дочери Ерохиной Д.А. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ г.
Распоряжением главы администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. N, утверждён протокол N от ДД.ММ.ГГГГ г. заседания районной жилищной комиссии, в соответствии с которым Ерохина З.Н. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", состоящих на учёте в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ г. Ерохина З.Н. умерла, не успев при жизни получить социальную выплату по вышеуказанным основаниям.
Распоряжением главы администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. N, утверждён протокол N от ДД.ММ.ГГГГ г. заседания районной жилищной комиссии, в соответствии с которым Ерохина З.Н. снята с учёта в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, с сохранением права на получение социальной выплаты за истцом Ерохиным А.А, как членом семьи умершего гражданина (с учётом даты постановки на учёт Ерохиной З.Н. ДД.ММ.ГГГГ г. и очерёдности предоставления социальной выплаты).
Распоряжением главы администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, утверждён протокол N от ДД.ММ.ГГГГ г. заседания районной жилищной комиссии, в соответствии с которым истец включён в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ. Общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 40 лет 3 месяца и 1 день.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец в письменном заявлении на имя главы Северо- Енисейского района Красноярского края подтвердил своё участие в основном мероприятии "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2020 году.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец в письменной форме, на имя Министра строительства Красноярского края принял на себя обязательства выполнения условий участия в программе.
Истец, на момент признания за ним права на получение социальной выплаты по условиям вышеуказанной программы не имел и по настоящее время не имеет в собственности жилых помещений, а также не владеет жилыми помещениями на условиях договора социального найма или договора найма специализированного жилого помещения.
На основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ г. Ерохина З.Н. подарила своей дочери - Ерохиной Д.А. квартиру "адрес", право собственности Ерохиной Д.А. на указанную квартиру зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ г. между Ерохиной Д.А. и истцом заключён договор безвозмездного пользования квартирой, расположенной по "адрес", с целью проживания истца до момента получения им социальной выплаты и переезда на избранное им место постоянного жительства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. исх. N от Министерства строительства Красноярского края, истцу отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по причине регистрации истца и Ерохиной Д.А. в одном жилом помещении и невключении Ерохиной Д.А. в состав семьи истца для переселения из районов Крайнего Севера.
Удовлетворяя исковые требования Ерохина А.А. суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в выдаче истцу жилищного сертификата и предоставлении социальной выплаты не имеется, поскольку квартира по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, гп.Северо-Енисейский, ул. Капитана Тибекина, д.4, кв.11 принадлежит Ерохиной Д.А, которая членом семьи Ерохина А.А. не является, следовательно, у него не возникло обязанности по отчуждению спорного жилого помещения в целях реализации своих жилищных прав.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Рассматривая дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение этой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 (3) Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпунктах "б", "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 16(2) настоящих Правил).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей" членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Аналогичное определение члена семьи содержится в пункте 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153.
Как следует из материалов дела, Ерохин А.А. требованиям, указанным в законе, позволяющим претендовать на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, соответствует. Оснований для возложения на Ерохина А.А. обязанности о безвозмездном отчуждении жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" в государственную или муниципальную собственность, по материалам дела не усматривается. Указанная квартира находится в собственности дочери истца Ерохиной Д.А, которая в смысле положений законодательства, регулирующего отношения по обеспечению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, жилищными субсидиями, членом семьи истца не является, поскольку постоянно совместно с ним не проживает.
Доводы кассационной жалобы о том, что Ерохина Д.А. является членом семьи истца, будучи его дочерью, зарегистрирована с истцом по месту жительства, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые бы не были предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных постановлений. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела, либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Митюковой Е.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.