Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (УИД 38RS0 N-92) по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерству социального развития Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, обязании принять решение, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грачева Ирина Леонидовна (далее по тексту - Грачева И.Л, истец), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3 (далее по тексту - ФИО3), обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" (далее по тексту - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", ответчик), Министерству социального развития Иркутской области (далее по тексту - ответчик), указывая в в обосование заявленных исковых требований, что она обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" по вопросу выдачи свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на что получила уведомление от 17 сентября 2020 г. N N об отказе в назначении. Причиной отказа явилось отсутствие права на предоставление социальной выплаты. С данным отказом она не согласна, поскольку ее жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" "адрес", попал в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, заключением межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания.
Истец полагает, что она соответствует всем необходимым условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556 для назначения социальной выплаты: является собственником жилого помещения, утраченное жилое помещение находится в зоне чрезвычайной ситуации, межведомственная комиссия по результатам обследования признала ее жилой дом непригодным для проживания, имеющиеся повреждения были причинены в результате наводнения.
С учетом изложенного истица Грачева И.Л. просила суд признать незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" об отказе в назначении меры социальной поддержки и выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" принять решение о назначении Грачевой И.Л. меры социальной поддержки и выдать свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес" "адрес", обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить Грачевой И.Л. меру социальной поддержки и выдать свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес" "адрес", кроме того в соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021г, исковые требования Грачевой И.Л. удовлетворены, признано незаконным решение от 17 сентября 2020 г. N N ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" об отказе в назначении меры социальной поддержки и выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" возложена обязанность принять решение о назначении Грачевой И.Л. меры социальной поддержки и выдать свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес", на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность оформить Грачевой И.Л. меру социальной поддержки и выдать свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес".
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" и представитель Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области просят отменить решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области" (далее - Положение).
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно пункту 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
В соответствии с пунктом 4 Положения министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
В силу положений пункта 7 Положения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений.
В силу положений пунктов 10, 16, 17, 23 Положения решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимает подведомственное министерству социального развития государственное учреждение, в данном случае ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", свидетельство удостоверяющее право на получение социальной выплаты оформляется министерством социального развития.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение от 28 января 2006 г.), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения от 28 января 2006 г.).
В соответствии с пунктом 7 Положения от 28 января 2006 г. уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения от 28 января 2006 г.).
В соответствии с пунктом 49 Положения от 28 января 2006 г. на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, Грачева Ирина Леонидовна и ее несовершеннолетняя дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 26 марта 2014 г. являются собственниками по "данные изъяты" доли в праве у каждого жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
Из постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области" в муниципальном образовании "Тайшетский район" в зону затопления включена "адрес" "адрес".
17 июля 2020 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Бирюсинского муниципального образования от 02 июля 2019 г. N N составлен акт обследования помещения за N N согласно которому комиссией произведено обследование помещения по заявлению Грачевой И.Л. по адресу: "адрес" "адрес", и установлено, что в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области произошло подтопление жилого дома. Выявлены следующие дефекты и повреждения: "данные изъяты".
Заключением межведомственной комиссии от 17 июля 2020 г. N N об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выявлены основания для признания помещения (жилого помещения) по адресу: "адрес" "адрес", непригодным для проживания.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 17 сентября 2020 г. N N Грачевой И.Л. отказано в назначении мер социальной поддержки по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты.
Уведомлением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 17 сентября 2020 г. N N истице Грачевой И.Л. отказе в предоставлении мер социальной поддержки и выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты.
При разрешении заявленных исковых требований, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно акт обследования помещения межведомственной комиссией от 17 июля 2020 г. N N, заключение "данные изъяты" учитывая, что заключение межведомственной комиссии от 17 июля 2020 г. N N, которым выявлены основания для признания помещения (жилого дома) по адресу: "адрес" "адрес", непригодным для проживания, не оспорены и не отменены в установленном законом порядке, при этом жилой дом истцов включен в границу зон чрезвычайной ситуации, истцы постоянно проживали в жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации, иного жилого помещения не имеют, до наступления неблагоприятных событий данное жилое помещение являлось пригодным для проживания и единственным местом жительства, непригодность жилища возникла в результате чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб о том, что жилой дом истцов стал непригодным для проживания не в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, не может быть принят, поскольку опровергается материалами дела.
Как было указано выше, Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области" (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильём, в том числе в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка.
Согласно пункту 1 статьи 6 Порядка право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из указанного Порядка следует, что обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
Согласно пунктам 11, 12 Порядка, граждане в целях выдачи свидетельства обращается в установленным срок с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина.
Согласно пункту 16 Порядка учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений), в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", сведений о признании жилого помещения утраченным, сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Таким образом, основанием для получения меры социальной поддержки выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего ему жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 г. в Иркутской области.
Материалами дела, в том числе справками администрации Бирюсинского муниципального образования Тайшетского района Иркутской области, постановлением Главы администрации Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" от 19 февраля 2020 г. N N, распоряжением администрации Бирюсинского муниципального образования от 10 августа 2020 г. N N подтверждается, что жилое помещение истцов признано непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, в связи с чем подлежит сносу.
Установив, что жилой дом истцов включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Бирюсинского муниципального образования Тайшетского района, истцы постоянно проживали в жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации, до наступления неблагоприятных событий спорное жилое помещение являлось пригодным для проживания и единственным местом жительства истцов, непригодность жилого помещения возникла в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии у истцов права на получение меры социальной поддержки и необоснованном в связи с этим отказе в назначении меры социальной поддержки.
Кроме того судами дана надлежащая оценка особому мнению члена межведомственной комиссии советника территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы государственного жилищного надзора Иркутской области, также обоснованно указано, что заключение межведомственной комиссии принято большинством голосов членов комиссии, материалами дела подтвержден факт признания компетентным органом жилого помещения по адресу: "адрес" "адрес", непригодным для проживания, тогда как ранее жилое помещение непригодням не признавалось.
С учетом изложенного, доводы жалоб на особое мнение члена межведомственной комиссии советника территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы государственного жилищного надзора Иркутской области суд находит несостоятельными, основанными на неправильном применении закона и не имеющими правового значения для дела.
Довод жалобы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о том, что истец в межведомственную комиссию обратилась только в июле 2020 г, т.е. спустя год с момента наводнения, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку обращение истицы последовало в пределах срока, предусмотренного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
В целом доводы кассационных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, эти доводы повторяют позицию ответчиков, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчиков, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационных жалоб фактически направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, тогда как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 26 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.