N 88-13452/2021
г. Кемерово 5 августа 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьиРаужина Е.Н, рассмотрев гражданское дело N2-308/2009 (N по заявлению Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Черногорского городского суда от 31 марта 2009 г. по иску Большаковой Г.В. к Министерству финансов о Российской Федерации о возмещении вреда здоровью
по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 марта 2021 г. и апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 20 мая 2021 г.
установил:
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 31 марта 2009 г. удовлетворены исковые требования Большаковой Г.В. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью. С Министерства финансов Российской Федерации взыскано 101 817 рублей 85 копеек в счет возмещения вреда здоровью, ежемесячные платежи, начиная с 1 марта 2009 г. в размере 3 378 рублей 38 копеек, а также возмещены судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, по оплате услуг нотариуса в размере 700 рублей, по оплате справки из Госкомстата Республики Хакасия в размере 235 рублей.
Исполнительный лист по данному делу направлен в Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда. Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Заявитель просил изменить способ и порядок исполнения решения Черногорского городского суда Республики Хакасия от 31 марта 2009 г, заменив Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации
Определением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 марта 2021 г. заявления Министерства финансов Российской Федерации удовлетворено, изменен способ и порядок исполнения решения Черногорского городского суда Республики Хакасия от 31 марта 2009 г. по иску Большаковой Г.В. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью, путем замены Министерства финансов Российской Федерации на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Хакасия от 20 мая 2021 г. определение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 марта 2021 г. оставлено без изменения.
Фондом социального страхования Российской Федерации на определение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 марта 2021 г. и апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 20 мая 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии нового постановления об отказе в удовлетворении требований.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при капитализации, соответствующих повременных платежей и переводе с согласия гражданина обязательства по их выплате на Российскую Федерацию возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, осуществляется в виде повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и выплачиваемых гражданину до достижения им возраста семидесяти лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
При этом необходимо учитывать, что реализация прав граждан на получение сумм возмещения вреда в полном объеме не может ставиться в зависимость от поступления (полностью или частично) или не поступления денежных средств в доход государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N872 "О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которое вступило в силу с 1 января 2020 г, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Указанным постановлением также утверждены Правила капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организацией) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных, с выплатой в соответствии с названными Правилами капитализированных повременных платежей осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансферов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Пунктом 13 указанных Правил исполнения установлено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
В случае, когда исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации капитализированных повременных платежей был передан Министерством финансов Российской Федерации в Фонд в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, представление в Фонд заявления о назначении выплаты капитализированных повременных платежей не требуется (пункт 4 Правил исполнения).
В соответствии с пунктом 14 Правил одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации в Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов, в том числе: а) заявление взыскателя (реквизиты банковского счета взыскателя); б) копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; в) копии иных судебных актов по делу, которыми располагает Министерство финансов Российской Федерации; г) копия судебного акта о взыскании соответствующих капитализированных повременных платежей с должника - организации, признанной в установленном порядке банкротом (при наличии в Министерстве финансов Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 31 марта 2009 г. удовлетворены исковые требования Большаковой Г.В. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью. С Министерства финансов Российской Федерации взыскано 101 817 рублей 85 копеек в счет возмещения вреда здоровью, ежемесячные платежи, начиная с 1 марта 2009 г. в размере 3 378 рублей 38 копеек, а также возмещены судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, по оплате услуг нотариуса в размере 700 рублей, по оплате справки из Госкомстата Республики Хакасия в размере 235 рублей.
Из материалов дела следует, что Большаковой Г.В. было выражено согласие на передачу ее права требования к ОАО "Черногорская автобаза" в сумме капитализированных платежей к Российской Федерации. ОАО "Черногорская автобаза" ликвидирована 4 апреля 2005 г.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Правилами исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", установив, что выплаты, производимые Министерством финансов Российской Федерации Большаковой Г.В, имеют статус капитализированных платежей, пришел к выводу о том, что с 1 января 2020 г. на Фонд социального страхования Российской Федерации возложены функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация)з несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью а счет средств федерального бюджета, в связи с чем требования об изменении порядка и способа исполнения решения подлежат удовлетворению
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением, дополнительно указав, что суммы произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплат определяются не на стадии изменения порядка и способа исполнения решения суда, а на стадии передачи Фонду социального страхования Российской Федерации исполнительных документов.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что не представлена информация об общем размере исполненных и не исполненных Министерством финансов Российской Федерации обязательств по выплате ежемесячного возмещения вреда здоровью Большаковой Г.В.В, не влияет на правильность выводов суда апелляционной инстанции, поскольку пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872, предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Доводы жалобы о необоснованном возложении на Фонд социального страхования Российской Федерации обязанности по индексации ежемесячных сумм, выплате указанных платежей бессрочно фактически сводятся к несогласию с обстоятельствами, установленными при рассмотрении по существу иска Большаковой Г.В. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, которые находятся за рамками предмета рассмотрения заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении порядка и способа исполнения решения суда.
Иные доводы кассационной жалобы, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на оспаривание выводов судов, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем на основании части 3 статьи 390 и части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела. Основания и мотивы, по которым судебные инстанции пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебных постановлений.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
определение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 марта 2021 г. и апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 20 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.