Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-196/2021, УИД: 22RS0013-01-2020-005999-36 по иску Пальшиной Татьяны Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийске и Бийском районе Алтайского края о включении периодов работы в страховой стаж и в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Пальшиной Татьяны Викторовны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 января 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пальшина Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края) о включении периодов работы в страховой стаж и в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 22 июля 2020 г. Пальшина Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности за период работы с 12 мая 1997 г. по 23 июня 2003 г. в должности фельдшера в здравпункте, старшего фельдшера во врачебном здравпункте открытого акционерного общества "Бийский котельный завод" (далее по тексту также ОАО "БиКЗ").
Решением ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 20 августа 2020 г. N истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального страхового стажа.
Указанные периоды работы не были включены ответчиком в страховой и специальный страховой стаж работы истца.
Истец считает решение ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
С учетом уточнения исковых требований просила суд:
- возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) период ее работы с 12 мая 1997 г. по 23 июня 2003 г. в должности фельдшера в здравпункте, старшего фельдшера во врачебном здравпункте ОАО "БиКЗ";
- включить в страховой стаж период ее работы с 1 января 2002 г. по 23 июня 2003 г. в должности старшего фельдшера во врачебном здравпункте ОАО "БиКЗ";
- возложить на ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанность включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, период нахождения на курсах повышения квалификации 25 сентября 2017 г, со 2 октября 2017 г. по 7 октября 2017 г. во время работы в должности фельдшера в Муниципальном учреждении здравоохранения "Городская детская больница", г. Бийск.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 апреля 2021 г, исковые требования Пальшиной Т.В. удовлетворены частично.
В страховой стаж Пальшиной Т.В. включен период работы с 1 января 2002 г. по 23 июня 2003 г. в должности старшего фельдшера во врачебном здравпункте ОАО "БиКЗ".
На ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Пальшиной Т.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения Пальшиной Т.В. на курсах повышения квалификации 25 сентября 2017 г, со 2 октября 2017 г. по 7 октября 2017 г. во время работы Пальшиной Т.В. в Муниципальном учреждении здравоохранения "Городская детская больница", г. Бийск.
В удовлетворении остальной части исковых требований Пальшиной Т.В. отказано.
С ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края в пользу Пальшиной Т.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе истец Пальшина Т.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение, либо просит изменить судебные акты, удовлетворив заявленные ею исковые требования в полном объеме.
Начальником ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края Карагодиной Г.Я. на кассационную жалобу Пальшиной Т.В. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Пальшина Т.В, 22 июля 2020 г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 10 августа 2020 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано по причине отсутствия требуемого специального медицинского стажа.
В специальный страховой стаж истца ответчиком не был засчитан период работы истца с 12 мая 1997 г. по 23 июня 2003 г. - в должности фельдшера в здравпункте, старшего фельдшера во врачебном здравпункте ОАО "БиКЗ".
16 октября 2017 г. ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края проведена документальная проверка относительно факта льготной работы истца по делу Пальшиной Т.В.
На проверку были предоставлены следующие документы: штатные расписания за 1997-2000 годы, приказы за 1997-2003 годы, расчетные листки по заработной плате за 1997-2003 годы, табели учета отработанного времени за период с апреля 2002 по июнь 2003 года, карточка формы Т-2.
В указанных документах отсутствует информация об отработанных истцом по делу Пальшиной Т.В. часах, в связи с чем, по мнению стороны ответчика, работа истца на полную ставку рабочего времени, не доказана, условия Правил N и N не выполнены.
Период работы истца с 1 января 2002 г. по 23 июня 2003 г. не включен ответчиком в страховой стаж работы истца в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды обучения истца 29 сентября 2017 г, со 2 октября 2017 г. по 7 октября 2017 г. на курсах повышения квалификации во время работы в должности фельдшера в МУЗ "Городская детская больница", г. Бийск, не включены ответчиком в специальный страховой стаж истца, поскольку действующим пенсионным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность включения учебных отпусков в специальный страховой стаж.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив факт работы истца с 1 января 2002 г. по 23 июня 2003 г. в должности старшего фельдшера во врачебном здравпункте ОАО "Бийский котельный завод" (с 20 октября 2016 г. наименование предприятия изменено на АО "Бийский котельный завод), который подтверждается имеющейся в материалах дела копией справки АО "БиКЗ" N от 11 сентября 2017 г, пришел к выводу о включении указанного периода в страховой стаж истца. Также суд пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный страховой стаж истца Пальшиной Т.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения Пальшиной Т.В. на курсах повышения квалификации 25 сентября 2017 г, со 2 октября 2017 г. по 7 октября 2017 г. во время ее работы в должности фельдшера Муниципальном учреждении здравоохранения "Городская детская больница", г. Бийск. В удовлетворении остальной части исковых требований Пальшиной Т.В. отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Пальшиной Т.В, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Указанным пунктом названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суды обоснованно указали, для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение необходимо соблюдение совокупности предусмотренных законодателем условий - факт осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в течение установленного законом срока, а также факт осуществления этой работы в течение всего периода в учреждениях здравоохранения.
Установив из совокупности представленных доказательств, что в соответствии со Списком профессий и должностей от 29 октября 2002 г. N 781, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35 и утратившему силу с 1 декабря 2008 г. в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 г. N 665) структурное подразделение ОАО "Бийский котельный завод" - здравпункт не являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением, относящемся к воинским частям, и не входил в состав поликлиники или амбулатории, суд первой инстанции сделал правильный вывод, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что период работы Пальшиной Т.В. в должности фельдшера в здравпункте ОАО "Бийский котельный завод" в период с 12 мая 1997 г. по 23 июня 2003 г. не подлежал включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 января 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пальшиной Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.