Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Варнавской Л.С, Папушиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-705/2021 (УИД 24RS0056-01-2020-004179-63) по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Красноярска к индивидуальному предпринимателю Гаспаряну Мгеру Рубеновичу, обществу с ограниченной ответственностью "Крастехснаб-Западный" о возложении обязанности демонтировать временные сооружения
по кассационной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "Крастехснаб-Западный" Хапкова Н.П. на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 11 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Центрального района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Гаспаряну М.Р, обществу с ограниченной ответственностью "Крастехснаб-Западный" (далее по тексту - ООО "Крастехснаб-Западный") о возложении обязанности демонтировать временные сооружения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Центрального района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым N, расположенный по "адрес", общей площадью 10695, 8 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием, находится в собственности ООО "Крастехснаб-Западный".
По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. N ООО "Крастехснаб-Западный" представило за плату во временное владение и пользование ИП Гаспаряну М.Р. часть земельного участка с кадастровым N для размещения сезонных кафе: летней веранды со стеклопакетом, общей площадью 400 кв.м, сроком с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
На земельном участке с кадастровым N расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ООО "Крастехснаб-Западный" - нежилое здание, расположенное по адресу "адрес" с кадастровым N, который является объектом культурного значения "Речной вокзал", ДД.ММ.ГГГГ
Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. N указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану.
Приказом службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. N утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Речной вокзал" отнесена к охранной зоне, по отношению к которой установлены особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ. на земельном участке с кадастровым N имеется строящееся Гаспоряном М.Р. временное сооружение длиной 117, 15 м, шириной 6 м, высотой 4, 5 м, выполненное из бруса 150x150 мм, кровля вальмовая, покрытием из профлиста, и сооружение диной 21, 19 м, длиной 5, 15 м, высотой 3, 65 м, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнены внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двухскатная, покрытие из поликарбоната, водосток неорганизованный.
Согласно выводам службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края размещение указанных сооружений нарушает режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения "Речной вокзал", а также сооружения препятствуют обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде с западной стороны. Временные сооружения нарушают особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия, в частности запрет на размещение временных построек, а также нарушают обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Прокурор просил обязать индивидуального предпринимателя Гаспаряна М.Р. в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств демонтировать временное сооружение - строящееся летнее кафе длинной 117, 15 метра, шириной 6 метров, высотой 4, 5 метра, выполненное из бруса 150*150 мм, кровля вальмовая, покрытие из профлиста, расположенное в границах земельного участка с кадастровым N, а также обязать ООО "Крастехснаб-Западный" в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств демонтировать временное сооружение длинной 21, 19 метра, шириной 5, 15 метров, высотой 3, 65 метра, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнена внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двухскатная, покрытие из поликарбоната, водосток неорганизованный, расположенное в границах земельного участка с кадастровым N.
Решением решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 февраля 2021 г. исковые требования прокурора Центрального района г. Красноярска удовлетворены. Суд обязал индивидуального предпринимателя Гаспаряна М.Р. в течение двух недель с даты вступления в законную силу настоящего решения суда за счет собственных средств демонтировать временное сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым N длиной 117, 15 м, шириной 6 м, высотой 4, 5 м, выполненное из бруса 150*150 мм, с кровлей вальмовой, покрытой профлистом. Обязал ООО "Крастехснаб-Западный" в течение двух недель с даты вступления в законную силу настоящего решения суда за счет собственных средств демонтировать временное сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым N длиной 21, 19 м, шириной 5, 15 м, высотой 3, 65 м, со стенами обшитыми сайдингом, с внутренней отделкой пластиковыми и деревянными панелями, с деревянными полами по балкам, с кровлей двухскатной покрытой поликарбонатом, с неорганизованным водостоком. С индивидуального предпринимателя Гаспаряна М.Р. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб. С ООО "Крастехснаб-Западный" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к кассационной жалобе представитель ООО "Крастехснаб-Западный" Хапков Н.П. ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от прокуратуры Красноярского края.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца прокурор восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифонова М.К. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что земельный участок с кадастровым N, расположенный по "адрес", общей площадью 10695, 8 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием, принадлежит на праве собственности ООО "Крастехснаб-Западный".
На указанном земельном участке расположено нежилое здание "Речной вокзал", ДД.ММ.ГГГГ, которое также находится в собственности ООО "Крастехснаб-Западный".
Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. N здание "Речной вокзал", ДД.ММ.ГГГГ. как объект культурного наследия принят на государственную охрану.
ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО "Крастехснаб-Западный" (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Гаспаряном М.Р. (арендатор) заключен договор аренды N согласно которому арендодатель предоставил в аренду за плату во временное владение и пользование сроком с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. арендатору часть земельного участка с кадастровым N по "адрес", для размещения павильона - летняя веранда со стеклопакетом, общей площадью 400 кв.м.
Актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ г. службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, установлено, что земельный участок N расположен в границах проекта планировки Исторического центра города Красноярска на территории отнесенной к границам земельных участков культурного наследия к зоне градостроительно значимых территорий в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г.Красноярск, а также в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Речной вокзал", ДД.ММ.ГГГГ." При осмотре установлено, что на земельном участке выявлен строящийся объект, не имеющий признаков капитального строительства, длиной 117, 15 м, шириной 6 м, высотой 4, 5 метров, который нарушает особый режим использования земель и требования градостроительных регламентов, а также препятствует обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде с западной стороны.
Проведенной прокуратурой Центрального района г. Красноярска проверкой от ДД.ММ.ГГГГ г. установлено, что на земельном участке, часть которого предоставлена в аренду ИП Гаспаряну М.Р, находится строящийся ИП Гаспаряном М.Р. объект, не имеющий признаки капитального строительства, длиной 117, 15 м, шириной 6 м, высотой 4, 5 метров, выполненный из бруса 150x150 мм, с кровлей вальмовой, покрытой профлистом, а также сооружение, построенное ранее, длиной 21, 19 м, шириной 5*15 м, высотой 3, 65 м, стены снаружи обшиты сайдингом, выполнена внутренняя отделка пластиковыми и деревянными панелями, полы деревянные по балкам, кровля двускатная, покрытая поликарбонатом, водосток неорганизованный.
ИП Гаспарян М.Р. в ходе проведения проверки в письменных объяснениях не отрицал, что после заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. им на земельном участке с кадастровым N начато строительство временного сооружения - летнего кафе. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. более половины сооружения построено.
Удовлетворяя исковые требования прокурора суд первой инстанции исходил из того, что временные постройки размещены в границах охранной зоны объекта культурного наследия здания "Речной вокзал", ДД.ММ.ГГГГ, на что имеется прямой запрет, действия ответчиков нарушают законодательство в области охраны объектов культурного наследия и нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Правовое регулирование отношений в области охраны объектов культурного наследия осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно преамбуле которого объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Полномочия органов государственной власти Красноярского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 1 апреля 2015 г. N 152-п "Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края" осуществляет служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Постановлением правительства Красноярского края от 15 ноября 2016 г. N 569-п "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны" утверждена зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Речной вокзал", ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным постановлением зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального значения "Речной вокзал", ДД.ММ.ГГГГ, отнесена к охранной зоне.
Пунктом 1 приложения N2 к названному постановлению установлены особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории охранных зон объектов культурного наследия устанавливаются с учетом следующих требований: а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик историко-градостроительной и природной среды); в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов); г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов; д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Установив факт нахождения возводимых временных построек и объектов в границах охранной зоны объекта культурного наследия "нежилое здание "Речной вокзал", исходя из того, что действующим законодательством, в том числе законодательством субъекта Российской Федерации Красноярского края, установлен прямой запрет на размещение в пределах охранной зоны объекта культурного наследия временных сооружений, препятствующих обеспечению визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, суды пришли к законному выводу о необходимости пресечения действий, нарушающих права неопределенного круга лица, путем возложения на ответчиков обязанности по демонтажу незаконно возводимых временных сооружений.
Доводы кассационной жалобы о том, что временные сооружения ответчиков не относятся к объектам, на которые законодателем установлен запрет на размещение, судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Постановлением правительства Красноярского края от 15 ноября 2016 г. N 569-п "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны" установлен прямой запрет на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне объекта культурного наследия, в том числе запрет на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов).
Согласно пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Таким образом, к временным сооружениям, строениям относятся объекты, которые не имеют прочной связи с землей. Исходя из конструктивных особенностей спорных построек судами данные постройки правомерно отнесены к временным, размещение которых запрещено в охранной зоне объекта культурного наследия.
Доводы кассационной жалобы о том, материалы дела не содержат доказательств размещения спорных объектов исключительно в охранной зоне, а также доказательств того, что размещение спорных объектов нарушает обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия, сводятся к оценке доказательств по делу и установлению фактических обстоятельств, а поэтому не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Красноярска от 11 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО "Крастехснаб-Западный" Хапкова Н.П. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.