Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-833/2021 (УИД 42RS0019-01-2020-010992-50) по исковому заявлению Должиковой Дарьи Сергеевны к администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Должиковой Дарьи Сергеевны на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 16 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Должикова Д.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения. Просила признать наличие права на предоставление вне очереди Администрацией г. Новокузнецка по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным требованиям взамен утраченного, с незамедлительной реализацией права в соответствии с законом.
Исковые требования мотивировала тем, что ей принадлежал жилой дом по "адрес" Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. В доме зарегистрированы истец, её сестра Леонова А.А. Необходимость обращения возникла по причине нуждаемости в жилье в связи с пожаром в жилом доме в ночь с ДД.ММ.ГГГГ г, собственником которого является истец. По факту возгорания дома по "адрес", было возбуждено уголовное дело, которое приостановлено ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ г. решением межведомственной комиссии г. Новокузнецка N жилое помещение, находящееся по "адрес", в виде части жилого дома общей площадью 69, 3 кв. м, признано непригодным для проживания. Выдавая заключение, межведомственная комиссия объяснила, что это решение является основанием для предоставления истцу жилого помещения взамен непригодного, но нужно подождать пока у администрации появится такая возможность. Позже был озвучен срок - середина 2019 г.
Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ г. истец принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям". Номер в очереди в ДД.ММ.ГГГГ г. у истца был 64, у сестры - 65.
Для обеспечения возможности проживания в доме по "адрес", истцом в ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлен ремонт, установлена крыша, проводился частичный ремонт окон, дверей и пола. Однако ДД.ММ.ГГГГ г. был совершен поджог соседнего строения, огонь перекинулся на дом истца и уничтожил дом полностью со всем имуществом.
До настоящего времени каких-либо уведомлений от администрации г. Новокузнецка по предложению вариантов жилых помещений для заселения истцу не поступало. С ДД.ММ.ГГГГ г. истец и ее сестра проживают во временном жилищном фонде в Заводском районе. ДД.ММ.ГГГГ г. истец вновь обратилась в администрацию г. Новокузнецка о решении жилищного вопроса, однако ответа по существу не получила.
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 16 февраля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Должиковой Д.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Должникова Д.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что истцу принадлежит "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ г. в ночное время неизвестные лица совершили поджог жилого дома по "адрес", по данному факту возбуждено уголовное дело N, которое в настоящее время, со слов истца, приостановлено.
По результатам обследования дома "адрес", сотрудниками Филиала N БТИ г. Новокузнецка "Центра технической инвентаризации Кемеровской области" составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ г, согласно которому процент износа дома составляет 86%.
В экспертном заключении по оценке жилищных условий ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N указано, что на момент обследования условия проживания в жилом доме по "адрес" не соответствуют требованиям: СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Согласно акту обследования и заключению N межведомственной комиссии г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ г, жилой дом по "адрес", не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригоден для проживания.
Распоряжением Администрации Орджоникидзевского района г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ г. N Должикова Д.С. была поставлена на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. номер в очереди составил N277. Среди лиц, пользующихся правом внеочередного получения жилья - 37.
ДД.ММ.ГГГГ г. в жилом доме по "адрес" повторно произошел пожар, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ г, выданной ОНД г. Новокузнецка и Новокузнецкого района УНДПР Главного управления МСЧ России по Кемеровской области.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ, Должиковой Д.С. взамен непригодного для проживания жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения предоставлено помещение, расположенное по "адрес" общей площадью 43, 7 кв. м. для временного проживания. С Должиковой Д.С. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда N, истец совместно с "данные изъяты". временно зарегистрирована по месту жительства - "адрес"
В настоящее время дом по "адрес" находится в непригодном для проживания состоянии, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ г, составленным филиалом N БТИ Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Должиковой Д.С. суд первой инстанции исходил из того, что истцу было отказано в приеме документов о признании ее малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку они предоставлены не в полном объеме, соответственно, малоимущей на момент разрешения спора Должикова Д.С. не признана, в связи с чем, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку сам по себе факт признания истца нуждающимся в жилом помещении не влечет за собой возникновения обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке. Кроме того, на момент вынесения решения семья Должиковой Д.С. была обеспечена жильем в маневренном фонде.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Законом Кемеровской области от 10 июня 2005 г. N 65-03 "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими" установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Кемеровской области.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Действующим жилищным законодательством урегулирован порядок признания граждан нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, а также порядок предоставления жилых помещений. Общими условиями для предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма является признание гражданина в установленном законом порядке малоимущим, а также признание гражданина по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, нуждающимся в жилом помещении.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан, однако при этом подлежат соблюдению общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное правовое регулирование не противоречит положениям статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Установив, что на момент разрешения настоящего спора, истец Должикова Д.С. малоимущей не признана, как того требует жилищный закон, регулирующий отношения в сфере обеспечения граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, суды пришли к законному выводу об отсутствии оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке.
Довод кассационной жалобы о том, что для возникновения права для обеспечения жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке не требуется признание семьи истца малоимущими, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права. При этом, признание истца в установленном законом порядке малоимущим после вступления в законную силу оспариваемых судебных постановлений, не может свидетельствовать о незаконности судебных актов и основанием к их отмене.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.
Нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 16 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Должиковой Д.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.