Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Варнавской Л.С, Папушиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-243/2021 (УИД 24RS0056-01-2020-000360-74) по исковому заявлению Шимохина Сергея Яковлевича к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края о признании начислений незаконными
по кассационной жалобе Шимохина Сергея Яковлевича на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шимохин С.Я. обратился в суд с иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края о признании незаконным начислений денежных средств. В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу ежемесячно поступают по почте платежные документы Регионального фонда капитального ремонта г. Красноярска об оплате взносов на капитальный ремонт, пени за несвоевременную оплату.
Адрес истца - "адрес" в платежных документах значится "адрес", что является нарушением по ведению первичных документов. Также в платежных документах ответчика отсутствует указание на банковский счет для осуществления расчетов, обязательные реквизиты первичного учетного документа, документы не заверены печатью и подписью уполномоченного должностного лица. В платежном документе должны быть указаны сведения о предоставлении субсидии и льгот на оплату коммунальных услуг, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" от 25 декабря 2012 г. N 271, а также закон Красноярского края от 27 июня 2013 г. N4-1451 обязывает Региональный фонд капитального ремонта г. Красноярска, заключать с собственниками жилья многоквартирных домов договоры, что не было сделано региональным оператором с ноября 2014 года. Без договора и согласия собственников у регионального фонда нет права открывать на собственников лицевые счета, расчетные счета в банках и использовать персональные данные без их согласия. В заключении данного договора по обращению истца ему было дважды отказано. До тех пор, пока не будет урегулирован протокол разногласий и подписан договор в письменном виде, с обязательным приложением графика капитального ремонта, между собственником жилого помещения и Региональным фондом капитального ремонта г. Красноярска, действия, направленные на получение денежных средств, считаются офертой, вымогательством.
Одним из оснований по уплате денежных средств в региональный фонд капитального ремонта г. Красноярска, является протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, которого не имеется. Администрация г. Красноярска своим постановлением от 21 августа 2014 г. N 522 приняла решение о формировании фонда капитального ремонта дома "адрес", на общий счет Регионального оператора г.Красноярска. При попустительстве органов исполнительной власти и произвольном толковании законодательства, происходит вмешательство в имущественные права собственников.
В связи с незаконным начислением платы на капитальный ремонт в региональный фонд капитального ремонта г. Красноярска, управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске, с ДД.ММ.ГГГГ г. приостановило выплаты социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг истца ввиду наличия задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт. От взносов на капитальный ремонт истец не отказывается, но полагает, что механизм по строчке капитальный ремонт должен быть оформлен в юридически правовом поле.
Просил признать незаконным начисление денежных средств Региональным фондом капитального ремонта г. Красноярска, на имя Шимохина С.Я.
Решением Центрального районного суда г.Красноярска от 27 января 2021 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шимохин С.Я. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Шимохин С.Я. является собственником квартиры "адрес", право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 декабря 2013 г. N 709-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края (опубликована 10 февраля 2014 г.), в которую включен вышеуказанный многоквартирный дом (порядковый номер N).
Согласно протоколу общего собрания собственников в многоквартирном доме по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ г, на повестке дня собрания стояли, в том числе, вопросы выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, утверждения размера ежемесячного взноса по капитальному ремонту, перечня услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Собрание не набрало необходимого кворума для принятия решений по вынесенным на повестку дня вопросам.
Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома по "адрес" на счете регионального оператора.
Согласно выписке из лицевого счета ПАО N у истца имеется задолженность по оплате взносов по капитальному ремонту за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20 063 руб. 23 коп, начислены пени 4 099 руб. 72 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шимохину С.Я. суд первой инстанции исходили из того, что решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома "адрес" на счете регионального оператора и как следствие производимые ответчиком начисления по взносам на капитальный ремонт, является правомерным, оснований для удовлетворения требований не установлено. С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно положениям статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу положений статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6).
Статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1).
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка (часть 2).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3).
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 5 указанной нормы закона установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
В соответствии с положениями части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 27 июня 2013 г. N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края", в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и (или) коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения). Взносы на капитальный ремонт учитываются при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 7 указанного Закона Красноярского края, Региональный оператор ведет учет средств, поступивших на его счет, счета в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Система учета фондов капитального ремонта включает в себя сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных процентов.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона Красноярского края региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.
Для формирования региональной программы капитального ремонта, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение одного месяца с даты вступления настоящего Закона в силу представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Красноярского края органом исполнительной власти Красноярского края (далее - уполномоченный орган).
Органы местного самоуправления обобщают поступившую информацию в установленном уполномоченным органом порядке, а также собирают информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной и (или) государственной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в срок, установленный в пункте 3 настоящей статьи. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган не позднее двух месяцев с даты вступления настоящего Закона в силу.
Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует проект региональной программы капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Красноярского края.
Утвержденная региональная программа капитального ремонта подлежит размещению на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет.
Региональный оператор создается Правительством Красноярского края в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края (статья 20 Закона)
Как следует из материалов дела, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, принятая Постановлением правительства Красноярского края 27 декабря 2013 г, опубликована ДД.ММ.ГГГГ г. Следовательно, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ г. собственники многоквартирного дома должны были избрать способ формирования фонда капитального ремонта. Поскольку такого решения в установленный законом срок собственниками принято не было, органом местного самоуправления, в рамках предоставленных ему полномочий, принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении вышеуказанного многоквартирного дома на счете регионального оператора с уведомлением собственников помещений о данном решении. При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии нарушений при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес", являются законными.
Доводы кассационной жалобы о незаконности открытия лицевого счета, выставления платежных требований в отсутствие заключенного договора, судом кассационной инстанции отклоняются.
Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29 июня 2015 г. N 176- ФЗ, в статью 181 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, которыми исключена обязанность Фонда направлять проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и заключать его в обязательном порядке. Возникновение прав и обязанностей сторон установлено исходя из норм закона. С учетом изложенного, отсутствие подписанного сторонами договора не освобождает истца от обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии квитанций о взносе за капитальный ремонт требованиям законодательства отклоняются, поскольку выставляемые фондом истцу платежные документы отвечают требованиям Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг", Федеральному закону от 3 июня 2009 г. N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", имеют необходимую информацию, позволяющую идентифицировать платежный документ, выставленный истцу, как собственнику жилого помещения, и осуществить по нему оплату. Начисление оплаты производилось на основании утвержденных в законодательном порядке тарифов.
Все иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые бы не были предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных постановлений. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела, либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шимохина С.Я. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.