Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-21/2021; УИД: 42RS0033-01-2020-001328-73 по иску Минаевой Ольги Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июля 2021г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя истца Минаевой О.А. - Павленко И.А, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Минаева О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что решением ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 16 апреля 2020 г. ей отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях") в связи с отсутствием требуемого специального стажа: требуется 5 лет, по подсчетам имеется 2 года 8 месяцев 2 дня.
Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истца с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. - 2 года 8 месяцев 13 дней в должности хронометражиста на подземных работах в нормативно-исследовательской станции структурного подразделения АООТ "Киселевскуголь" ввиду отсутствия документального подтверждения занятости на подземных работах более 50% рабочего времени под землей в шахтах.
С указанным решением истец не согласна, полагает, что стаж ее работы подтверждается архивной справкой.
Кроме того, в Списке N года отсутствует требование о занятости на подземных работах более 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде).
Просила суд признать решение ответчика от 16 апреля 2020 г. N незаконным; обязать ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. в должности хронометражиста на подземных работах в нормативно-исследовательской станции структурного подразделения АООТ "Киселевскуголь", назначить пенсию с момента возникновения права - с 25 марта 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Минаевой О.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июля 2021 г. решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. отменено и принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены, постановлено:
"Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 16 апреля 2020 г. незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить Минаевой Ольге Алексеевне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период работы с 22 апреля 1993г. по 5 января 1996г. в должности хронометражиста на подземных работах в нормативно-исследовательской станции структурного подразделения АООТ "Киселевскуголь".
Назначить Минаевой Ольге Алексеевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 марта 2020 г.".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Баранов Е.С. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июля 2021 г, как незаконное и необоснованное, оставить без изменения решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 26 февраля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы истцом Минаевой О.А. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя истца Минаевой О.А. - Павленко И.А, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 23 марта 2020 г. Минаева О.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 16 апреля 2020 г. Минаевой О.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, требуется не менее 5 лет, имеется 2 года 8 месяцев 2 дня по Списку N 2.
Из оспариваемого решения следует, что в специальный стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период работы Минаевой О.А. с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. хронометражистом на подземных работах в нормативно-исследовательской станции ассоциации "Киселевскуголь", так как документально не подтверждена занятость на подземных работах в производстве, предусмотренном в разделе 1 "Горные работы".
Из трудовой книжки Минаевой О.А. усматривается, что с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. она работала хронометражистом на подземных работах в нормативно-исследовательской станции ассоциации "Киселевскуголь", АООТ "Киселевскуголь": 22 апреля 1993 г. принята хронометражистом на подземных работах, приказ от 21 апреля 1993 г. N; 5 января 1996 г. уволена согласно пункту 5 статьи 29 КЗоТ РФ, приказ от 5 января 1996 г. N
В трудовой книжке имеются записи о реорганизации нормативно-исследовательской станции ассоциации "Киселевскуголь": 1 октября 1993 г. нормативно-исследовательская станция ассоциации "Киселевскуголь" реорганизована в структурную единицу АООТ "Киселевскуголь" (приказ по АООТ "Киселевскуголь" от 18 марта 1994 г. N); 1 апреля 1995 г. нормативно-исследовательскую станцию АООТ "Киселевскуголь" считать структурным подразделением АООТ "Киселевскуголь" (приказ от 24 апреля 1995 г. N).
Согласно приказу нормативно-исследовательской станции ассоциации "Киселевскуголь" от 21 апреля 1993 г. N Минаева О.А. с 22 апреля 1993 г. принята хронометражистом на подземных работах, уволена 5 января 1996 г.
Из личной карточки усматривается, что с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. Минаева О.А. работала хронометражистом на подземных работах в отделе хронометражных наблюдений нормативно-исследовательской станции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подп. "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходил из того, что истцом не подтверждена занятость на подземных работах в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников, приисков, как того требуют условия, предусмотренные Списком N 2.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Минаевой О.А. решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 26 февраля 2021 г. отменил и принял по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворил. Признал решение ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 16 апреля 2020 г. незаконным. Обязал ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить Минаевой О.А. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. в должности хронометражиста на подземных работах в нормативно-исследовательской станции структурного подразделения АООТ "Киселевскуголь". Назначил Минаевой О.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 марта 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, которые применяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.
В Списке N 2 от 26 января 1991 г. N 10 поименованы виды работ, профессий и должностей на горных работах, дающих право на назначение досрочной пенсии на льготных условиях, к ним в частности отнесены добыча открытым способом угля, работы на поверхности, а также названы рабочие разрезов, работы на поверхности шахт, при этом в Разделе I. "Горные работы", наименование должности "хронометражист" не значится.
Между тем, в списке N 1 от 26 января 1991 г. N 10 в позиции N 1010100г-25227 предусмотрены хронометражисты на подземных работах (подземные).
В соответствии с примечанием к Списку N 1 от 26 января 1991 г, работникам, перечисленным в пп. "г", занятым на подземных работах, менее половины рабочего времени в году (в учетном периоде), пенсия назначается по Списку N 2 от 26 января 1991 г..
Должностные обязанности хронометражиста определены квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Госкомтруда СССС и ВЦСПС от 27 марта 1986 г. N 102/6-142: проводит хронометражные наблюдения с целью изучения затрат времени на выполнение отдельных элементов операций технологического процесса для разработки нормативов основного и вспомогательного времени, проверки обоснованности норм времени (выработки), установленных аналитически-расчетным методом, определения наиболее рационального режима работы, изучения передовых методов и приемов труда; изучает и анализирует трудовые процессы, расчленяет изучаемые операции на элементы, определяет необходимое количество наблюдений, проводит измерение этих элементов и обрабатывает полученные данные; анализирует результаты наблюдений и отбирает наиболее рациональные элементы операций для включения их в нормативы времени; выявляет потери рабочего времени, устанавливает причины их возникновения, дает заключения о необходимых затратах времени; участвует в разработке нормативных материалов по труду и мероприятий по устранению потерь рабочего времени.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 665 исчисление периодов специального стажа осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Правила N 516).
Пунктом 2 Правил N 516 предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды подземных работ, работ с вредными условиями труда с работами с тяжелыми условиями труда (подпункты 1 и 2 соответственно).
Согласно абзацу третьему во взаимосвязи с абзацем первым пункта 3 Правил N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, периодов работ, указанных в подпункте 1, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190 и пункта 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При отсутствии трудовой книжки, а так же в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Записями в трудовой книжке истца подтверждается, что Минаева О.А. с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. работала хронометражистом на подземных работах в нормативно-исследовательской станции ассоциации "Киселевскуголь", АООТ "Киселевскуголь": 22 апреля 1993 г. принята хронометражистом на подземных работах (приказ от 21 апреля 1993 г. N); 5 января 1996 г. уволена согласно статье 29 пункту 5 КЗоТ РФ (приказ от 5 января 1996 г. N).
При этом трудовая книжка каких-либо неточностей, неправильных сведений не содержит, подтверждена архивными данными Муниципального автономного учреждения "Архив города Киселевска", основанными на первичных документов трудовой деятельности истца в спорный период времени, в том числе книге приказов за 1993, 1996 годы, расчетных ведомостей за 1993-1996 годы.
Также в трудовой книжке имеются записи о реорганизации нормативно-исследовательской станции ассоциации "Киселевскуголь": 1 октября 1993 г. нормативно-исследовательская станция ассоциации "Киселевскуголь" реорганизована в структурную единицу АООТ "Киселевскуголь" (приказ по АООТ "Киселевскуголь" от 18 марта 1994 г. N); 1 апреля 1995 г. нормативно-исследовательскую станцию АООТ "Киселевскуголь" считать структурным подразделением АООТ "Киселевскуголь" (приказ от 24 апреля 1995 г. N).
Приказом Министерства и топлива и энергетики РСФСР от 3 сентября 1991 г. N "О переходе ПО "Киселевскуголь" в Министерство топлива и энергетики РСФСР и преобразовании его в ассоциацию "Киселевскуголь" следует, что в указанную ассоциацию входили Нормативно-исследовательская станция и шахты по добыче угля.
В материалах гражданского дела имеются первичные документы, подтверждающие трудовую деятельность Минаевой О.А. в спорный период: приказ по нормативно-исследовательской станции ассоциации "Киселевскуголь" от 21 апреля 1993 г. N; приказ по АООТ "Киселевскуголь" от 5 января 1996 г. 1-к, личная карточка (форма Т-2).
Согласно приказу от 21 апреля 1993 г. N Минаева О.А. принята хронометражистом на подземных работах с 22 апреля 1993 г, уволена 5 января 1996 г. переводом на шахту N.
В личной карточке Минаевой О.А. указано, что она работает хронометражистом на подземных работах в отделе хронометражных наблюдений нормативно-исследовательской станции с 22 апреля 1993 г.
К материалам гражданского дела приобщены временные нормативы трудоемкости работ, выполняемых нормативно-исследовательской станцией ассоциации "Киселевскуголь" на 1992 год, в которых указаны наименования работ, выполняемых нормативно-исследовательской станцией по договорам со структурными единицами ассоциации, в том числе указаны работы по проведению и обработке хронометражных наблюдений.
Кроме того, из расчетных листков истца установлено, что одним из видов начислений по должности хронометражиста было начисление "выслуга лет" за 12 месяцев.
Порядок выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет работникам производственных объединений, предприятий и организаций угольной и сланцевой промышленности и перечне производств, цехов (участков), профессий и должностей, работа в которых дает право на получение вознаграждения за выслугу лет был урегулирован постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1979 г. N (ред. от 28 мая 1990 г.). В соответствии с действующим в спорный период Порядком вознаграждение за выслугу лет выплачивалось работникам, занятым на подземных работах, и работникам, связанным с подземными работами на действующих и строящихся угольных и сланцевых шахтах.
Как следует из заключения дополнительной государственной экспертизы условий труда N от 8 июня 2021 г. Министерства труда и занятости населения Кузбасса, назначенной определением суда апелляционной инстанции от 25 мая 2021 г, характер работы и условия труда Минаевой О. А. в период 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. в качестве хронометражиста на подземных работах нормативно-исследовательской станции структурного подразделения АООТ "Киселевскуголь" соответствуют характеру работы и условиям труда работ тяжелыми условиями труда, предусмотренными пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (позиция 1010100г-25227 Списка N 1, примечание к Списку N 1 от 26 января 1991 г. N 10 - работникам, перечисленным в пункте "г", занятым на подземных работах менее половины рабочего времени в году (учетном периоде), пенсия назначается по Списку N 2).
Оценивая представленное заключение, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал его относимым и допустимым доказательством по делу.
Установив, что заключение Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 8 июня 2020 г. в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе первичными письменными доказательствами, подтверждает, что характер работы и условия труда Минаевой О.А. в период 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г. в качестве хронометражиста на подземных работах нормативно-исследовательской станции структурного подразделения АООТ "Киселевскуголь" соответствуют характеру работы и условиям труда работ с тяжелыми условиями труда, предусмотренными пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о включении указанного периода в специальный стаж Минаевой О.А. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем признал незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 16 апреля 2020 г. N.
Учитывая, что на момент возникновения права - 25 марта 2020 г. истец, имеет необходимый специальный стаж, суд апелляционной инстанции верно указал, что ей должна быть назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 марта 2020 г.
Выводы суда апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопреки доводам жалобы ответчика, материалами дела достоверно подтверждается факт выполнения работ хронометражных наблюдений в подземных условиях Минаевой О. А. с 22 апреля 1993 г. по 5 января 1996 г.
Поскольку заключением судебной экспертизы, назначенной определением суда первой инстанции от 13 августа 2020 г. исследовался вопрос о соответствии характера и условия труда истца в спорный период времени, условиям и характеру труда в должности хронометражиста на подземных работах, предусмотренной Списком N 1 и определения процента рабочего времени занятости на подземных работах в году по нему, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что дополнительная судебная экспертиза не противоречит первоначально назначенной, учитывая, что Списком N 1 поименована должность хронометражиста на подземных работах, в которой истец осуществляла трудовую деятельность, с учетом примечания о работниках, перечисленным в пункте "г", занятым на подземных работах менее половины рабочего времени в году (учетном периоде).
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.