Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-167/2021; УИД: 22RS0066-01-2020-004164-16 по иску Вялых Василия Николаевича к Министерству здравоохранения Алтайского края, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 7", Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 10", Алтайскому краевому государственному унитарному предприятию "Аптеки Алтая" об обязании издать приказ, обязании обеспечивать лекарственными препаратами, обязании оплачивать лекарственные препараты, по кассационной жалобе Вялых Василия Николаевича на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 января 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вялых В.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края, Федеральному казенному учреждению (далее по тексту также ФКУ) "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения (далее по тексту также КГБУЗ) "Городская поликлиника N 7", Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения (далее по тексту также КГБУЗ) "Городская поликлиника N 10", Алтайскому краевому государственному унитарному предприятию (далее по тексту также АКГУП "Аптеки Алтая", и с учетом уточнения просил обязать Министерство здравоохранения Алтайского края издать приказ об обязании лечебных учреждений Алтайского края оказывать медицинскую помощь военному пенсионеру Вялых В.Н, в том числе амбулаторно, с выпиской рецептов лекарственных препаратов, назначенных для лечения, независимо от включения их в список жизненно важных; обязать АКГУП "Аптеки Алтая" обеспечивать военного пенсионера Вялых В.Н. лекарственными препаратами по выписанным рецептам; обязать КГБУЗ "Городская поликлиника N 7", КГБУЗ "Городская поликлиника N 10" принимать от АКГУП "Аптеки Алтая" отоваренные рецепты на имя военного пенсионера Вялых В.Н.; обязать ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" оплачивать лекарственные препараты полученные военным пенсионером Вялых В.Н. для амбулаторного лечения.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1994 г. является военным пенсионером и имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств Минобороны Российской Федерации в части лекарственного обеспечения. Указывает на незаконность отказа в выдаче лекарств по рецептам, по причине отсутствия назначенных лекарств в Списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 января 2021 г. исковые требования Вялых В.Н. об обязании издать приказ, обязании обеспечивать лекарственными препаратами, обязании оплачивать лекарственные препараты оставлены без удовлетворения.
Дополнительным решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2021 г. исковые требования Вялых В.Н. об обязании КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, принимать от АКГУП "Аптеки Алтая" отоваренные рецепты оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2021 г. решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Вялых В.Н. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Вялых В.Н. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации по выслуге лет и имеет право и социальные гарантии согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Врачами поликлиники N г. Барнаула истцу было назначено амбулаторное лечение и выписаны соответствующими рецептами лекарственные препараты. При обращении в надлежащие аптеки истцу отказали в выдаче лекарств по рецептам по причине отсутствия лекарственных средств в списке жизненно важных препаратов.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истца на получение медицинской помощи и обеспечения лекарственными препаратами со стороны должностных лиц ответчиков, поскольку каждый ответчик действовал в рамках своей компетенции, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, отказ в выдаче лекарственных препаратов, выписанных истцу по рецептам основан на государственных контрактах об оказании медицинских услуг отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы в 2019-2020 годах, заключенных между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа и КГБУЗ "Городская поликлиника N7" 1 апреля 2019 г, КГБУЗ "Городская поликлиника N 10" 26 марта 2019 г.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, согласилась с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 282 (далее по тексту также Правила N 282) бесплатный отпуск лекарственных препаратов военнослужащим и гражданам при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь военнослужащим и гражданам в соответствии с договорами между этими медицинскими организациями и федеральными органами (их уполномоченными органами) об оказании медицинской помощи.
Расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих и граждан возмещаются федеральными органами (их уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и федеральными органами (их уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами военнослужащих и граждан (пункт 3 Правил N 282).
Военнослужащий или гражданин представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус. Бесплатный отпуск лекарственных препаратов военнослужащему или гражданину производится фармацевтической организацией на основании рецепта (рецептов) и оформляется товарной накладной, выписываемой фармацевтической организацией в 2 экземплярах с указанием выданных лекарственных препаратов (пункт 5 Правил N 282).
В силу пункта 6 указанных Правил фармацевтическая организация для возмещения затрат оформляет счет-фактуру на выданный товар и направляет вместе с копиями рецепта и товарной накладной, заверенными печатью и подписью руководителя фармацевтической организации, в федеральный орган (его уполномоченный орган).
Федеральный орган (его уполномоченный орган), который заключил договор об обеспечении лекарственными препаратами, производит оплату отпущенных лекарственных препаратов в течение 30 дней со дня получения документов, указанных в абз. 1 пункта 6 настоящих Правил (пункт 7).
Из указанных положений следует, что бесплатный отпуск лекарственных препаратов осуществляется фармацевтическими организациями на основании рецептов, выданных врачом медицинской организации, с последующим возмещением со стороны уполномоченного органа понесенных расходов.
Приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 11 апреля 2017 г. N утверждено Положение об оказании медицинской помощи военным пенсионерам, включая обеспечение лекарственными препаратами и изготовление и ремонт зубных протезов, из которого следует, что обеспечение военных пенсионеров лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врача в амбулаторных условиях осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (пункт 1.4 Положения).
Из указанного Положения следует, что при следующем порядке взаимодействия нескольких субъектов происходит обеспечение граждан бесплатными лекарственными препаратами: военный комиссариат Алтайского края ежемесячно составляет регистр с перечнем граждан, имеющих право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами, который направляется в Министерство здравоохранения Алтайского края, а оно в свою очередь направляет их в медицинские и аптечные организации (пункт 1.5, 1.6 Положения). Далее врачом медицинской организации при обращении гражданина, включенного в регистр, выписывается рецепт на лекарственные препараты (Пункты 2.2, 2.3) на основании которого аптечными организациями отпускаются лекарственные препараты (пункт 3.1), после чего данная организация формирует ведомость рецептов на фактически отпущенные лекарственные препараты и представляет ее в уполномоченную логистическую организацию АКГУП "Аптеки Алтая" (вместе с счет-фактурой и товарными накладными) и в медицинскую организацию, которая в свою очередь по рецептам формирует реестр счетов на оказанную медицинскую помощь и представляет его также в АКГУП "Аптеки Алтая" (пункты 4.1, 4.2). Далее сформированные АКГУП "Аптеки Алтая" сводные ведомости рецептов на фактически отпущенные лекарственные препараты и сводный реестр счетов на оказанную медицинскую помощь направляются после осуществленной КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" экспертизы в ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" г. Екатеринбург (пункты 4.3, 4.4), которое возмещает фактически отпущенные лекарственные препараты (пункт 5.1) в рамках заключенных с КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" договорами, а они в свою очередь произведет расчет с АКГУП "Аптеки Алтая", а АКГУП "Аптеки Алтая" с аптечными организациями (пункты 5.1 - 5.3).
Таким образом, организация обеспечения бесплатными лекарственными препаратами лежит и на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" г. Екатеринбург, который заключает с медицинским организациями государственные контракты об оказании медицинской помощи.
Согласно пункту 3.4.1 Государственных контрактов об оказании медицинских услуг отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы в 2019- 2020 годах, заключенных между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" и КГБУЗ "Городская поликлиника N7" 1 апреля 2019 г, КГБУЗ "Городская поликлиника N10" 26 марта 2019г, льготное обеспечение пациентов лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам врачей (фельдшеров) осуществляется в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации N от 10 декабря 2018г. "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов... ".
Установив, что аптечные организации вправе осуществлять отпуск лекарственных препаратов в соответствии с заключенными государственными контрактами об оказании медицинских услуг отдельным категориям граждан, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, о соблюдении процедуры обеспечения лекарственными препаратами военного пенсионера Министерством здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ "Городская поликлиника N 7", КГБУЗ "Городская поликлиника N 10", АКГУП "Аптеки Алтая", поскольку каждый ответчик действовал в рамках своей компетенции.
Кроме того, к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" заявлены требования в части возложения обязанности оплачивать лекарственные препараты, полученные военным пенсионером Вялых В.Н. для амбулаторного лечения, вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, что требований к ним об оспаривании действий (бездействий) в части заключения государственных контрактов, заявлены не были.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
В судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются процессуальной позицией истца, выраженной в суде первой и суде апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Вялых Василия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.