Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Печуриной Ю.А. и Сафонова К.С.
при секретаре судебного заседания Дораевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-65/2021 (УИД 91OS0000-01-2021-000091-81) по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" на решение Верховного Суда Республики Крым от 5 апреля 2021 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым", распоряжения Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 N 69-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым", приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 17 ноября 2016 N 2405 "Об утверждении Положения о зоологическом парке регионального значения "Сафари-парк "Тайган", приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 17 ноября 2016 N 2406 "Об утверждении Положения о зоологическом парке регионального значения "Сказка".
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" Зубкова О.А, представителя Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г, представителя Государственного Совета Республики Крым Дрягина В.П, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Клименко А.В, заключение прокурора Кондрашовой И.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Частью 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" (далее Закон Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014) к особо охраняемым природным территориям Республики Крым, не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", отнесены объекты регионального значения: природные территории и объекты - заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки; искусственно созданные объекты - парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 г. N 69-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым" (далее - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 г. N 69-р) утверждён перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым (далее Перечень), в раздел "Зоологические парки регионального значения" которого под номерами 1 и 2 включены зоологические парки "Сказка" и "Сафари-парк "Тайган".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 4 августа 2015 г. N 679-р в Распоряжение Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 г. N 69-р внесены изменения, перечень изложен в новой редакции, согласно которой в разделе "Зоологические парки регионального значения" зоологический парк "Сказка" указан под номером 188, зоологический парк "Сафари-парк "Тайган" указан под номером 189.
Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 г. N 1050-р, 30 августа 2016 г. N 1014-р, 25 апреля 2017 г. N 433-р, 16 мая 2017 г. N 501-р порядковые номера раздела "Зоологические парки регионального значения" Перечня изменены: зоологический парк "Сказка" указан под номером 189, зоологический парк "Сафари-парк "Тайган" - под номером 190.
Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 г. N 253-р, 12 декабря 2018 г. N 1571-р, 10 марта 2020 г. N 209-р, 4 февраля 2021 г. N 96-р порядковые номера раздела "Зоологические парки регионального значения" Перечня изменены: зоологический парк "Сказка" указан под номером 191, зоологический парк "Сафари-парк "Тайган" - под номером 192.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 17 ноября 2016 г. N 2405 утверждено Положение о зоологическом парке регионального значения "Сафари-парк "Тайган" (далее - Положение о зоологическом парке "Сафари-парк "Тайган").
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 17 ноября 2016 г. N 2406 утверждено Положение о зоологическом парке регионального значения "Сказка"" (далее - Положение о зоологическом парке "Сказка").
Общество с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" (далее - ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка") обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным иском о признании недействующими указанных нормативных правовых актов, ссылаясь на то, что созданные на основании постановлений Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 г. N 709-3/03, 18 апреля 2012 г. N 784-6/12 зоологические парки "Сказка" и "Сафари-парк "Тайган" как объекты природно-заповедного фонда местного значения, арендатором которых является административный истец, при переходе Республики Крым в состав Российской Федерации автоматически приобрели статус особо охраняемых природных территорий регионального значения без согласования с ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка". Установленный режим особо охраняемых природных территорий препятствует осуществлению хозяйственной деятельности, использованию земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования, что приводит к привлечению истца к административной ответственности. Истец указывает на то, что земельные участки под зоологическими парками не являются особо ценными землями, редкими природными комплексами и ландшафтами, местами обитания редких или исчезающих растительных, животных организмов. Полагает, что оспариваемые акты противоречат Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Постановлению Совета министров Республики Крым от 23 июня 2015 г. N 336 "Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения".
Решением Верховного Суда Республики Крым от 5 апреля 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка", ссылаясь на нарушение судом материального и процессуального права, просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В жалобе указано на отсутствие согласования Перечня с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, не проведение государственной экологической экспертизы, на первоначальное установление статуса зоологических парков с нарушениями порядка - без привлечения специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, на неверное указание в охранных обязательствах наименования и организационно-правовой формы предприятия. В обоснование доводов жалобы об отсутствии в зоологических парках особо охраняемых особей представлены заключения N 17/21-1 и N 17/21-2 от 8 апреля 2021 г. специалистов Автономной некоммерческой организации "Судебно-экспертный центр" биолога Юдиной Н.В. и дендролога Папкова А.П.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Государственным Советом Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и прокурором представлены возражения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Ялтинский зоопарк "Сказка" Зубков О.А. поддержал апелляционную жалобу и дополнительные пояснения к ней.
Представитель Государственного Совета Республики Крым Дрягин В.П, представитель Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г, представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Клименко А.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
Исходя из требований части 1 статьи 69, пункта 1 части 1 статьи 75, части 1 статьи 77, части 4 статьи 78, статей 81, 83, 84 Конституции Республики Крым, частей 2, 4, 5 статьи 9 Закона Республики Крым от 15 мая 2014 г. N 2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым", пунктов 4, 5, 6, 7, 45, 76 Регламента Совета министров Республики Крым", утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 г. N 242, пунктов 1.1, 5.4 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июня 2014 г. N 136, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентными органами в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Статьёй 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В силу статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ предусмотрены категории особо охраняемых природных территорий с учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
В соответствии с пунктом 3 статьи Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения частью 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 к особо охраняемым природным территориям Республики Крым, не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, отнесены объекты регионального значения: природные территории и объекты - заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки, искусственно созданные объекты- парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки.
Принятие данного закона обусловлено необходимостью урегулирования правоотношений в области организации, охраны, использования и приведения в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации правовых норм в отношении имеющихся на территории Республики Крым особо охраняемых природных территорий.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отнесение Законом Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 к особо охраняемым природным территориям объектов регионального значения: искусственно созданных объектов (парков-памятников садово-паркового искусства, зоологических парков) не противоречит имеющему большую юридическую силу Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ.
Статьёй 8 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 к полномочиям Совета министров Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий отнесены утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Крым, создание (объявление) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение и изменение их границ, площади, определение режима их охраны, утверждение положений об этих территориях, а также изменение их категории и режима особой охраны, наименования и др.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, в частности, земли природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения вне границ населенного пункта - землями особо охраняемых территорий и объектов.
5 февраля 2015 г. Советом министров Республики Крым принято распоряжение N 69-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым", которым утверждён Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в раздел "Зоологические парки регионального значения" которого включены зоологический парк "Сказка", площадью 2, 4276 га, расположенный в пгт. Ливадия г. Ялта, и зоологический парк "Сафари-парк "Тайган", площадью 32, 4745 га, расположенный по адресу: г. Белогорск, ул. Лавандовая, 1 (за границами населенных пунктов Белогорского городского совета).
Данным распоряжением признанные особо охраняемыми природными территориями до 18 марта 2014 г. зоологические парки "Сказка" и "Сафари-парк "Тайган" включены в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 21 мая 2014 г. N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Законом Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым".
Распоряжение, определяя правовой статус зоологических парков как особо охраняемых природных территорий, направлено на урегулирование общественных отношений в области организации, охраны и использования указанных территорий.
Основаниями создания (объявления) зоологических парков как особо охраняемых природных территорий послужили нормативные правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым.
Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 г. N 709-3/03 зоологический парк местного значения "Сказка", площадью 2, 4276 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. Ливадия, создан как объект природно-заповедного фонда в Республике Крым. Зоологическая коллекция, насчитывающая 318 животных 46 видов, является наибольшей коллекцией животных в Автономной Республике Крым.
Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 апреля 2012 г. N 784-6/12 зоологический парк местного значения "Сафари-парк "Тайган", площадью 32, 4745 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Белогорск, ул. Лавандовая, 1 (за границами населенных пунктов Белогорского городского совета), создан как объект природно-заповедного фонда в Республике Крым. Коллекция зоологического парка состоит из 26 видов животных (львы, амурские тигры, леопарды, бурый и гималайские медведи, приматы (макаки и мартышки), жирафы, верблюды, яки, различные виды антилоп, ланей и оленей; птиц (павлины, попугаи, страусы, грифы, орлы и др.).
Аналогами объектов природно-заповедного фонда в законодательстве Российской Федерации являются особо охраняемые природные территории.
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно части 1 статьи 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
В силу части 3 статьи 95 ЗК РФ на специально выделенных земельных участках, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Оспариваемые нормативные правовые акты в полной мере согласуются с законодательством Украины.
Согласно статье 44 Земельного кодекса Украины в земли природно-заповедного фонда включаются природные территории и объекты (природные заповедники, национальные парки биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники памятники природы, заповедные урочища), а также искусственно созданные объекты (ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства).
Земельный кодекс Украины выделил в самостоятельную категорию земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения (пункт "в" части 1 статьи 19).
Статьей 150 Земельного кодекса Украины земли природно-заповедного фонда отнесены к особо ценным землям.
В соответствии с положениями Закона Верховной Рады Украины от 16 июня 1992 г. N 2456 - XII "О природно-заповедном фонде Украины" природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды.
Законодательством Украины природно-заповедный фонд охраняется как национальное достояние, в отношении которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования. Данный фонд является составной частью мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной.
Статьей 3 данного закона к природно-заповедному фонду отнесены, в том числе, искусственно созданные объекты - зоологические парки.
Согласно статье 7 указанного закона под землями природно-заповедного фонда понимались участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющими особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность, которым в соответствии с законом присвоен статус территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Вопреки доводам административного истца Распоряжение от 5 февраля 2015 г. N 69-р принято с целью регулирования ранее возникших отношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации, что соответствует приведенным выше законоположениям федерального и регионального законодательства. Поскольку новые особо охраняемые природные территории не создавались, к возникшим правоотношениям Порядок создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждённый Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июня 2015 г. N 336, не подлежит применению.
Зоологические парки "Сказка" и "Сафари-парк "Тайган" включены в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Распоряжением Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 г. N 69-р до утверждения Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июня 2015 г. N 336 специального регулирования, предусмотренного Порядком создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Доводы административного истца о необходимости дополнительных согласований и исследований не основаны на законе.
Согласно статье 5 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 задачи, научный профиль, характер функционирования и режим особо охраняемых природных территорий, категории которых установлены настоящим Законом, определяются в положениях о них, которые разрабатываются в соответствии с настоящим Законом и утверждаются исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В силу статьи 6 указанного Закона особо охраняемые природные территории, категории которых установлены данным Законом, подлежат комплексной охране, порядок осуществления которой определяется положением о каждой из таких территорий.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 зоологические парки создаются с целью организации экологической образовательно-воспитательной работы, создания экспозиций редких, экзотических и местных видов животных, сохранения их генофонда, изучения дикой фауны и разработки научных основ ее разведения в неволе. Зоологические парки являются природоохранными культурно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.
Аналогичная цель указана и в нормативных правовых актах - постановлениях Верховной Рады Автономной Республики Крым, являющихся основаниями для создания зоологических парков.
Статьей 23 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 г. N 5-ЗРК/2014 на территориях зоологических парков запрещена деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая сохранению благоприятных условий для жизни животных этих парков. С целью обеспечения выполнения поставленных перед зоологическими парками задач на их территориях выделены зоны: экспозиционная (для стационарного содержания животных и использования в культурно-познавательных целях), научная (для проведения научно-исследовательской работы), рекреационная (для организации отдыха и обслуживания посетителей парка), хозяйственная (для размещения вспомогательных хозяйственных объектов).
Положениями о зоологических парках "Сказка" и "Сафари-парк "Тайган", утвержденными в соответствии с требованиями Закона N 5-ЗРК/2014, распоряжения Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 г. N 69-р, определены цели и задачи особо охраняемых природных территорий и режим особой охраны территории.
Оспариваемые положения соотносятся с охранным обязательством, выданным Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды от 15 мая 2008 г. N ЗП м.з.-01, в отношении зоологического парка "Сказка" и положением о зоологическом парке "Сафари-парк "Тайган", утвержденным Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды от 26 сентября 2012 г. N 606.
Доводы административного истца об утрате предметов охраны особо охраняемых природных территорий не являются юридически значимыми в рамках рассматриваемого дела об оспаривании нормативных правовых актов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административный истец не лишен права пользования арендуемыми земельными участками под зоологическими парками, при установленных категории земель особо охраняемых природных территорий и видах разрешенного использования участков, в соответствии с условиями договоров аренды и с учетом предусмотренных законом ограничений.
Ссылки административного истца на нарушения при принятии постановлений Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 г. N 709-3/03 и от 18 апреля 2012 г. N 784-6/12 правового значения для настоящего административного спора не имеют
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключения N 17/21-1 и N 17/21-2 от 8 апреля 2021 г. специалистов Автономной некоммерческой организации "Судебно-экспертный центр" биолога Юдиной Н.В. и дендролога Папкова А.П. о составе коллекции, об отсутствии организованной деятельности по сбору экземпляров, деятельности, связанной с торговлей краснокнижными животными и растениями, с расселением объектов животного мира, проведением иных работ научного и природоохранительного характера, работ по акклиматизации, гибридизации, об отсутствии уникальных с научной, познавательной, эстетической точек зрения природных и культурно-исторических, просветительских и рекреационных объектов, а также о том, что зоологические парки не соответствуют требованиям, предъявляемым к особо охраняемым природным территориям ввиду высокой антропогенной нагрузки, отсутствию выделенных буферных зон и наличию особо ценных объектов флоры и фауны, подлежащих охране, не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов.
Судебный акт принят при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 5 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ялтинский зоопарк "Сказка" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.