Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.
судей Ненашевой Е.Н, Никитиной Г.Н.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Кравца Евгения Владимировича об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 13 августа 2021 года N 7/18 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва Кравца Виктора Александровича, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России"
по апелляционной жалобе Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 на решение Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н, объяснения представителей административного истца Петровой В.К. и Шутеевой А.В, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года N "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Лесосибирска Красноярского края.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 22 июля 2021 года N 3/7 Кравец Евгений Владимирович, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 13 августа 2021 года N 7/18 Кравец Виктор Александрович, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20.
Кравец Евгений Владимирович обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 13 августа 2021 года N 7/18 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва Кравца Виктора Александровича, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России", ссылаясь на допущенные избирательной комиссией нарушения при его принятии.
В обоснование заявленных требований указал, что поскольку решение Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N, которым был заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, впоследствии было отменено вступившим в законную силу 31 августа 2021 года решением Красноярского краевого суда от 9 августа 2021 года, следовательно, включенный в указанный список Кравец Виктор Александрович не мог быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20, как кандидат, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России". Кроме того, оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии является незаконным и потому, что в собранных в поддержку кандидата Кравца В.А. подписях избирателей, представленных для проверки, было выявлено более 5 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктами "г.1", "д" пункта 24 статьи 38 того же Федерального закона.
Решением Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года административные исковые требования Кравца Е.В. удовлетворены, признано незаконным и отменено решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 13 августа 2021 года N 7/18 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва Кравца Виктора Александровича, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России".
В апелляционной жалобе Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 (далее также - Окружная избирательная комиссия) со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела, просит постановленное решение суда отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов апелляционной жалобы указывает, что на момент принятия оспариваемого решения (13 августа 2021 года) у Окружной избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации Кравца В.А. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России", поскольку на указанную дату были представлены все необходимые для уведомления и регистрации указанного кандидата документы, включая заверенный вышестоящей избирательной комиссией Список кандидатов.
Полагает, что в контексте установленных по делу обстоятельств о характере допущенного избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" при оформлении списка кандидатов нарушения, суду первой инстанции надлежало принять во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 43-П "По делу о проверке конституционности подпунктов "а", "е" пункта 14.1 статьи 35, подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 6 части 1, пункта 4 части 2 статьи 27 и пункта 3 части 24 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в связи с жалобой гражданина М.Ю. Серяпова", согласно которой наличие формальных нарушений в действиях избирательного объединения не предполагает квалификации их в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению ими кандидатов по одномандатным избирательным округам списком.
Также необоснованным, по мнению административного ответчика, является вывод суда о допущенном нарушении административным ответчиком положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в связи с выявлением в результате проверки собранных в поддержку кандидата подписей избирателей более 5 процентов недействительных и (или) недостоверных подписей, поскольку проверка подписей избирателей осуществлялась в объеме 100 процентов подписей, представленных кандидатом, вне процедуры их отбора для проверки.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором прокуратуры Красноярского края, представителем административного истца Кравца Е.В. - Петровой В.К. представлены возражения, в которых они, выражая мнение о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просят решение Красноярского краевого суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители административного истца Кравца Е.В. - Петрова В.К, Шутеева А.В. доводы, приведенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу, поддержали, пояснив дополнительно, что считают правильными выводы суда о наличии на момент принятия Окружной избирательной комиссией оспариваемого решения совокупности обстоятельств, влекущих в соответствии с подпунктами "а", "в", "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимость отказа в регистрации Кравца В.А. кандидатом в депутаты Законодательного собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" (далее также - Уставной закон края), избирательным объединением на выборах депутатов Законодательного Собрания является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Красноярского края. Избирательные объединения участвуют в выборах, в том числе выдвигают кандидатов, краевые списки кандидатов, на равных основаниях в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и настоящим Уставным законом.
В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата. В двухмандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. Если избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным и двухмандатным избирательным округам, эти кандидаты включаются в один список кандидатов, выдвинутых по одномандатным и двухмандатным избирательным округам. В едином краевом избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один краевой список кандидатов (пункт 1 статьи 23 Уставного закона).
Проанализировав приведенные законоположения, а также положения статьи 23 Уставного закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кандидатом по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам от избирательного объединения может быть только лицо, включенное в список кандидатов, заверенный Избирательной комиссией Красноярского края.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении настоящего административного дела установлена совокупность предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации Кравца В.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России". Одновременно с этим суд пришел к выводу о наличии на день принятия оспариваемого решения предусмотренного пунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основания для отказа в регистрации Кравца В.А. кандидатом в депутаты в связи с выявлением в числе отобранных для проверки подписей избирателей более 5 процентов недействительных и (или) недостоверных подписей.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьи 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов административного дела следует, что постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года N 11-5191П на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам" заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва в количестве 13 человек, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России", в числе которых по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 выдвинут Кравец В.А.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Аналогичные основания к отказу в регистрации кандидата содержатся в подпункте "в" пункта 4 статьи 27 Уставного закона Красноярского края.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Пунктом 14.5 данной статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в").
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" установлено, что Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт "и").
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях").
Из материалов административного дел следует, что решением Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года, постановленным по административному делу N, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2021 года, решение Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам" отменено.
В качестве обстоятельств допущенного нарушения, исключающего для Избирательной комиссии Красноярского края возможность принятия решения о заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярским крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) округам, судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела N, указано несоблюдение названным избирательным объединением в числе нормативных требований к выдвижению кандидатов установленного федеральным законодателем предписания о необходимости заверения всех документов, представленных в Избирательную комиссию Красноярского края, собственной печатью избирательного объединения.
При этом, как следует из содержания апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2021 года, копия которого была дополнительно приобщена и исследована в судебном заседании 13 сентября 2021 года, при рассмотрении административного дела N суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что допущенное избирательным объединением нарушение относится к нарушению порядка выдвижения кандидатов избирательными объединениями, что в соответствии с пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, являлось основанием для отказа в заверении Избирательной комиссией Красноярского края представленного избирательным объединением списка кандидатов.
Однако, данное обстоятельство судом первой инстанции не было принято во внимание при принятии обжалуемого решения, в связи с чем, вопреки изложенным в апелляционном определении от 31 августа 2021 года по административному делу N выводам о характере допущенного избирательным объединением нарушения, Красноярский краевой суд пришел к неправильному выводу о наличии на момент принятия решения о регистрации Кравца В.А. кандидатом в депутаты совокупности обстоятельств, предусмотренных подпунктами "а" и "в" подпункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2021 года N 67-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом приведенных законоположений, при рассмотрении настоящего административно-правового спора факт допущенного избирательным объединением Региональное отделение в Красноярским крае политической партии "Демократическая партия России" нарушения порядка выдвижения кандидатов названным избирательным объединением установлен вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем не подлежат оспариванию и повторному доказыванию.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм процессуального права и на законность обжалуемого решения не влияют.
Исходя из установленных по делу обстоятельств выводы суда первой инстанции об отсутствии у Кравца В.А. на день принятия Окружной избирательной комиссией оспариваемого решения пассивного избирательного права (подпункт "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 мая 2002 года N 67-ФЗ) и отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации указанного кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), судебная коллегия признает постановленными при неправильном применении и истолковании материального и процессуального права.
В связи с тем, что на день принятия оспариваемого решения Окружной избирательной комиссии существовали обстоятельства, предусмотренные подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 23 октября 2020 года N 43-П в отношении обстоятельств, не установленных при рассмотрении настоящего административного дела, не может быть признана обоснованной.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии фактическим обстоятельствам административного дела вывода суда о наличии в числе оснований для отказа в регистрации Кравца В.А. кандидатом в депутаты обстоятельств, предусмотренных подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, хотя и заслуживает внимания, однако отмены обжалуемого решения не влечет, поскольку наличие предусмотренных названной нормой права обстоятельств исключало для Окружной избирательной комиссии саму необходимость последующей проверки собранных в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, подписей избирателей.
Вместе с тем судебная коллегия находит необходимым дать оценку выводам суда первой инстанции о возможности применения к фактическим обстоятельствам административного дела положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, признавая в указанной части выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, основанием к отказу в регистрации кандидата является - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Из решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 от 18 июня 2021 года N 1/5 следует, что на выбора депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, необходимое для регистрации кандидата по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20, составляет 2621 подпись.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Уставного закона Красноярского края проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением Избирательной комиссии Красноярского края. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Пунктом 1 решения Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, подлежащих проверке в соответствующих избирательных комиссиях на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва подлежат проверке в соответствующих избирательных комиссиях все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
Поскольку указанными положениями регионального законодательства закреплена необходимость проверки всех представленных в поддержку кандидата подписей избирателей (а не количество отобранных для проверки из числа представленных), следовательно, предусмотренный на территории Красноярского края при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва порядок проверки подписей избирателей, не предусматривает процедуры отбора подлежащих проверке подписей избирателей, что в свою очередь исключает возможность применения при проверке соответствующими окружными комиссиями представленных кандидатом подписей избирателей применения в качестве оснований к отказу в регистрации кандидата положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, сохраняя при этом возможность применения только подпункта "д" пункта 24 той же статьи закона.
При указанных обстоятельствах вывод суда о выявлении среди представленных в поддержку кандидата Кравца В.А. подписей избирателей более 5 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей как основания для отказа в его регистрации в соответствии с подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, является неправильным.
Вместе с тем, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения при применении норм материального и процессуального права не привели к принятию неправильного по существу постановления, и учитывая, что безусловных оснований, влекущих отмену решения суда на основании статьи 310 Кодекса административного судопроизводства, по делу не имеется, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного по существу решения Красноярского краевого суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Лесосибирскому одномандатному избирательному округу N 20 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалобы, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.