Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Никитиной Г.Н, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-674/2021 по административному исковому заявлению Королева В.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 от 13 августа 2021 года N 10/24 "О регистрации Королева А.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", по апелляционной жалобе представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 Шариной Л.В. на решение Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года, которым удовлетворены административные исковые требования.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года N 11-5191П "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N 189/1632-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 возложены на Территориальную избирательную комиссию Уярского района Красноярского края.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 от 13 августа 2021 года N 10/24 (далее - решение от 13 августа 2021 года N 10/24) Королев А.В, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 от 24 июля 2021 года N 3/11 административный истец Королев В.В. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18.
Королев В.В. обратился с административным иском о признании незаконным решения от 13 августа 2021 года N 10/24, указывая, что итоговым протоколом проверки подписных листов установлено, что Королевым А.В. представлено 267 недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, что составляет 8, 95% от общего количества подписей, отобранных для проверки и поскольку превышает 5%, в регистрации Королева А.В. должно было быть отказано. Оспариваемым решением нарушаются избирательные права административного истца, поскольку оно допускает возможность участия в выборах кандидата, зарегистрированного с нарушением законодательства.
Решением Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года удовлетворены административные исковые требования.
В апелляционной жалобе председатель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 Шарина Л.В. просит отменить решение суда, указывая, что у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации кандидата Королева А.В, в связи с представлением достаточного для регистрации кандидата количества достоверных и действительных подписей.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 июля 2021 года решением Избирательной комиссии Красноярского края N 203/1779-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам" заверен список кандидатов в депутаты в количестве 7 человек, согласно которому кандидатом в депутаты по Уярскому одномандатному избирательному округу N18 является Королева А.В..
04 августа 2021 года Королев А.В, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18, представил в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 документы для регистрации кандидатом, в том числе 8 папок подписных листов с 739 подписными листами и подписями избирателей в общем количестве 3 491 подпись.
Рабочей группой проведена проверка подписных листов, по результатам которой составлен итоговый протокол от 10 августа 2021 года, согласно которому из 3 491 представленных подписей избирателей, было проверено 2 980 подписей, что соответствует максимально разрешенному количеству подписей, которые вправе представить кандидат (3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа N 18 + 10%); недостоверными признано 259 подписей (на основании заключения ЭКЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 10 августа 2021 года N 89); недействительными признаны 8 подписей; общее количество недостоверных и недействительных подписей - 267, что составляет 8, 95% от проверенных 2 980 подписей; количество достоверных и действительных подписей составило 2 713.
Согласно протоколу заседания окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 от 13 августа 2021 года N10 принято решение о регистрации кандидата в депутаты Королева А.В, поскольку количество достоверных и действительных подписей избирателей составляет 2713 подписей, что составляет необходимое количество для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
Суд первой инстанции, принимая решение о признании незаконным и отмене решения от 13 августа 2021 года N 10/24, исходил из того, что оно принято с нарушением требований избирательного законодательства, а именно положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "з" пункта 4 статьи 27 Уставного закона от 21 апреля 2016 года N 10-4435, поскольку количество недостоверных и недействительных подписей (8, 95%) превысило 5% от проверенных подписей 2 980 подписей (максимально разрешенное количество).
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 10 процентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Порядок проведения случайной выборки установлен разделом 2.3. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Российской Федерации от 09 июня 2021 года N9/75-8 (далее - Методические рекомендации), согласно которому количество проверяемых подписей избирателей, отобранных посредством случайной выборки, может составлять от 20 до 100 процентов от установленного законом необходимого количества для регистрации (пункт 2.3.2.). Случайная выборка может осуществляться либо путем обращения к соответствующей функции подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы", использующей генератор случайных чисел, либо путем отбора номера папки и номера подписного листа, которые определяются жребием с использованием жетонов, конвертов и т.д. (пункт 2.3.8.). Результаты случайной выборки необходимо оформлять протоколом, который изготавливается на бумажном носителе в двух экземплярах и подписывается руководителем Рабочей группы, либо иным уполномоченным членом избирательной комиссии, а также кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения (2.3.10.).
В соответствии с решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N 189/1635-7 установлено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва подлежат проверке в соответствующих избирательных комиссиях все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, соответственно Избирательной комиссией Красноярского края принято решение о том, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей, а не их часть, отобранная для проверки посредством случайной выборки (жребия); конкретное количество проверяемых подписей избирателей в процентах от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) не определено.
Кроме того как отмечено выше, в пункте 2.3.2. Методических рекомендаций указано, что количество проверяемых подписей избирателей, отобранных посредством случайной выборки, может составлять от 20 до 100 процентов от установленного законом необходимого количества для регистрации, т.е. в любом случае должно быть менее 100 процентов, а проверка всех 100 процентов подписей не является выборкой.
Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 проведена проверка 100 процентов максимально возможного количества представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения Королева А.В, случайная выборка подписей избирателей с помощью генератора случайных чисел, либо путем жребия не производилась, результаты случайной выборки протоколом не оформлялись.
Таким образом, в данном случае позиция административного истца и суда первой инстанции о наличии обязательного основания для отказа в регистрации кандидата в случае установления более 5% недостоверных подписей, является ошибочной, у окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 не имелось оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Королева А.В. на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Основанием для отказа Королеву А.В. в регистрации кандидатом могло быть только недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Между тем, исходя из определенного окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 решением от 18 июня 2021 года N1/7 количества подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, предоставляемых в избирательную комиссию (2709) и количества установленного избирательной комиссией недостоверных и недействительных подписей (267 подписей), Королевым А.В. представлено необходимое для регистрации кандидатом количество достоверных подписей - 2713 подписей (2980 - 267).
Судом второй инстанции проверены все подписи, признанные недействительными и недостоверными в соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей от 10 августа 2021 года.
В соответствии с заключением по проверке подписных листов N89 от 10 августа 2021 года, составленным специалистами (экспертами-почерковедами) экспертно-криминалистического центра ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, признаны недостоверными 259 подписей избирателей; у судебной коллегии оснований сомневаться в указанном заключении не имеется.
Согласно ведомостям проверки подписных листов N1 - N7, составленными окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18, количество недействительных подписей составляет 8 подписей, из них: 4 - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а именно подписи избирателей, которые не входят в Уярский избирательный округ N18; 4 подписи - неоговоренные избирателей или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, имеются исправления о сведениях об избирателе.
Количество недостоверных и недействительных подписей не оспаривалось административным истцом и кандидатом в депутаты Королевым А.В.
Судебной коллегией также был проверен порядок исключения излишне представленных Королевым А.В. подписей из общего их количества представленных - 3491 подпись.
Согласно пункту 2.1.14. Методических рекомендаций в случае выявления максимального допустимого количества представленных подписей избирателей кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения предлагается самостоятельно исключить необходимое количество подписей. Если кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения отказывается от этого права, то рабочая группа (соответствующая избирательная комиссия) принимает максимально разрешенное количество подписей, при этом отчет производится последовательно, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа первой папки, до достижения установленного количества.
Судебной коллегией на основании представленных пояснений руководителя рабочей группы Клевцовой О.В, телефонограмм разговора Клевцовой О.В. с Королевым А.В. установлено, что по предложению Королева А.В. исключены 511 излишне представленных подписей, а именно исключена папка N 6 с подписными листами с количеством 485 подписей и 26 последних подписей из папки N8 подписных листов.
Вместе с тем, следует отметить, что экспертами экспертного криминалистического центра незаконно проверены две подписи из папки N 8 на подписном листе N100.
Однако, данные обстоятельства не могут повлечь нарушение прав административного истца и Королева А.В, поскольку и с учетом этих 2 подписей количество достоверных подписей будет необходимым для регистрации кандидата.
При изложенных обстоятельствах, поскольку у окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 не имелось оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Королева А.В. на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Королева В.В. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18 от 13 августа 2021 года N 10/24 "О регистрации Королева А.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Уярскому одномандатному избирательному округу N 18, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии "ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА".
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Г.Н. Никитина
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.