Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-669/2021 по административному исковому заявлению Кузнецова Д.С. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 от 13 августа 2021 года N 7/16 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 Кузнецова Д.К.", с апелляционной жалобой заинтересованного лица Кузнецова Д.К. на решение Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения представителей административного истца Кузнецова Д.С. - Петровой В.К. и Шутеевой А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года N 11-5191П "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N 189/1632-7 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 (далее - Окружная избирательная комиссия) возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Ачинска Красноярского края.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 от 13 августа 2021 года N 7/16 (далее Решение от 13 августа 2021 года N 7/16) Кузнецова Д.К. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России".
Кузнецов Д.С, зарегистрированный решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 от 23 июля 2021 года N 2/6 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11, выдвинутый избирательным объединением "Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", обратился с административным иском о признании Решения от 13 августа 2021 года N 7/16 незаконным и его отмене, поскольку решение Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N 203/1788-7, которым был заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам признано решением Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года по административному делу N За- 635/2021 незаконным и отменено.
Кроме того, оспариваемое Решение от 13 августа 2021 года N 7/16 является незаконным, на основании подпунктов "г.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и подпункта "з" пункта 4 статьи 27 Уставного Закона Красноярского N 10-4435, так как в подписях избирателей представленных Кузнецовым Д.К. выявлено более 5% недостоверных и (или) недействительных подписей, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Красноярского края, избирательное объединение "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии Демократическая партия России", Кузнецов Д.К..
Решением Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Кузнецов Д.К. полагает решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование указывает, что при его выдвижении кандидатом требования Федеральных законов "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нарушены не были. В Избирательную комиссию Красноярского края избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии Демократическая партия России" представлены необходимые документы, однозначно свидетельствующие о том, что именно Кузнецов Д.К. в качестве кандидата выдвинут по Ачинскому одномандатному округу, и о том, что данное решение принято на Общем собрании избирательного объединения "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии Демократическая партия России", правомочном принимать данное решение. Считает, что отмена регистрации кандидата по формальному основанию является необоснованным ограничением его в гарантированном праве участвовать в свободных выборах. По мнению апеллянта, суд первой инстанции не принял во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 43-П, согласно которой наличие формальных нарушений в действиях избирательного объединения не предполагает квалификации их в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению ими кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, что в условиях представленного Кузнецовым Д.К. необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, не могло повлечь отказ в его регистрации кандидатом в депутаты.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Красноярского края и представителем административного истца Кузнецова Д.С. - Петровой В.К. представлены письменные возражения, в которых они полагают решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения административного дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может обратиться, в том числе, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, оспариваемого решения.
Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Спорные правоотношения, связанные с осуществлением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Пунктом 1.1. данной Статьи предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" (далее - Уставной закон края), избирательным объединением на выборах депутатов Законодательного Собрания является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Красноярского края. Избирательные объединения участвуют в выборах, в том числе выдвигают кандидатов, краевые списки кандидатов, на равных основаниях в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и настоящим Уставным законом.
Статьей 23 Уставного закона края предусмотрено, что в одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата. В двухмандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. Если избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным и двухмандатным избирательным округам, эти кандидаты включаются в один список кандидатов, выдвинутых по одномандатным и двухмандатным избирательным округам. В едином краевом избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один краевой список кандидатов (пункт 1).
Кандидат, включенный в заверенный Избирательной комиссией Красноярского края список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию необходимые документы (пункт 20).
Таким образом, кандидатом по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам от избирательного объединения может быть только лицо включенное в список кандидатов, заверенный Избирательной комиссией Красноярского края.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу 31 августа 2021 года решением Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года, принятым по административному делу N 3а-635/2021, установлена совокупность предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в регистрации Кузнецова Д.К. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России". Одновременно с этим суд пришел к выводу об отсутствии на день принятия оспариваемого решения предусмотренного подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основания для отказа в регистрации указанного кандидата в связи с выявлением в числе собранных в его поддержку подписей избирателей менее 5 % недействительных и (или) недостоверных подписей.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьи 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов административного дела следует, что решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам" заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва в количестве 13 человек, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России", в числе которых по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 выдвинут Кузнецов Д.К.
Также, материалами административного дела подтверждается, что решением Красноярского краевого суда от 09 августа 2021 года, постановленным по административному делу N 3а-635/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2021 года, решение Избирательной комиссии Красноярского края от 21 июля 2021 года N 203/1788-7 "О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярском крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам" отменено.
В качестве обстоятельств допущенного нарушения, исключающего для Избирательной комиссии Красноярского края возможность принятия решения о заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярским крае политической партии "Демократическая партия России" по одномандатным (двухмандатным) округам, судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела N 3а-635/2021, установлено несоблюдение названным избирательным объединением в числе нормативных требований к выдвижению кандидатов установленного федеральным законодателем предписания о необходимости заверения всех документов, представленных в Избирательную комиссию Красноярского края, собственной печатью избирательного объединения.
При этом, как следует из содержания апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2021 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что допущенное избирательным объединением нарушение относится к числу нарушений порядка выдвижения кандидатов избирательными объединениями, что в соответствии с пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, являлось основанием для отказа в заверении Избирательной комиссией Красноярского края представленного избирательным объединением списка кандидатов.
Однако, данное обстоятельство судом первой инстанции не было принято во внимание при принятии обжалуемого решения, в связи с чем, вопреки выводам, изложенным в апелляционном определении от 31 августа 2021 года по делу N 3а-635/2021, о характере допущенного избирательным объединением нарушения, Красноярский краевой суд в нарушение требований части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к неправильным выводам о наличии на момент принятия решения о регистрации Кузнецова Д.К. кандидатом в депутаты совокупности обстоятельств, предусмотренных подпунктами "а" и "в" подпункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом приведенных законоположений, при рассмотрении настоящего административно-правового спора факт допущенного избирательным объединением "Региональное отделение в Красноярским крае политической партии "Демократическая партия России" нарушения порядка выдвижения кандидатов названным избирательным объединением установлен вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем указанное обстоятельство не подлежит оспариванию и повторному доказыванию.
Доводы апелляционной жалобы Кузнецова Д.К. об обратном основаны на неправильном толковании норм права и на законность обжалуемого решения не влияют.
Исходя из установленных по делу обстоятельств выводы суда первой инстанции об отсутствии у Кузнецова Д.К. на день принятия оспариваемого решения Окружной избирательной комиссией пассивного избирательного права (подпункт "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 мая 2002 года N 67-ФЗ) и отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации указанного кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), судебная коллегия признает постановленными при неправильном применении и истолковании материального и процессуального права.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что на день принятия оспариваемого решения Окружной избирательной комиссии существовали обстоятельства, предусмотренные подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для применения в рассматриваемом административно-правовом споре правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в отношении оснований к отказу в регистрации кандидата, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Поскольку наличие предусмотренных подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, исключало для Окружной избирательной комиссии саму необходимость проверки собранных в его поддержку подписей избирателей, обстоятельства, связанные с процедурой проверки подписных листов и установлением необходимого и достаточного количества собранных в поддержку Кузнецова Д.К. подписей избирателей, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего административного дела.
Между тем, судебная коллегия находит возможным дать оценку выводам суда первой инстанции о возможности применения к фактическим обстоятельствам административного дела положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, признавая в указанной части выводы суда необоснованными.
В соответствии с подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, основанием к отказу в регистрации кандидата является - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Ачинскому одномандатному избирательному округу N 11 от 18 июня 2021 года N 1/5 определено, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для регистрации кандидата по этому избирательному округу, составляет 2852 подписи, предельное количество подписей - 3137.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Уставного закона Красноярского края проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением Избирательной комиссии Красноярского края. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Пунктом 1 решения Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N 189/1635-7 "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, подлежащих проверке в соответствующих избирательных комиссиях на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва подлежат проверке в соответствующих избирательных комиссиях все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, то есть 100 %.
Следовательно, предусмотренный на территории Красноярского края при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва порядок проверки подписей избирателей, не предусматривает процедуры отбора подлежащих проверке подписей избирателей, что в свою очередь исключает возможность применения окружными комиссиями при проверке представленных кандидатом подписей избирателей положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в качестве основания к отказу в регистрации кандидата, сохраняя при этом возможность применения только подпункта "д" пункта 24 той же статьи закона.
При таких данных вывод суда о выявлении среди представленных в поддержку кандидата Кузнецова Д.К. подписей избирателей менее 5 % недостоверных и (или) недействительных подписей не относится к числу обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего административно-правового спора.
Вместе с тем, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения при применении норм материального и процессуального права не привели к принятию неправильного по существу судебного постановления, а также учитывая, что безусловных оснований, влекущих отмену решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по делу не установлено, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного по существу решения Красноярского краевого суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Кузнецова Д.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалоб, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.