Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-24/2021 по административному исковому заявлению Распутиной Е.И. об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Камчатского одномандатного избирательного округа N 45 от 13 августа 2021 года N 14/37 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Распутиной Е.И, выдвинутой в порядке самовыдвижения, возложении обязанности зарегистрировать Распутину Е.И. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, по апелляционной жалобе Распутиной Е.И на решение Камчатского краевого суда от 27 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии Камчатского одномандатного избирательного округа N 45 (далее - Избирательная комиссия) от 13 августа 2021 года N 14/37 (далее - Постановление от 13 августа 2021 года N 14/37) Распутиной Е.И, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Распутина Е.И. обратилась в Камчатский краевой суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что 12 июля 2021 года ею в Избирательную комиссию представлены документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, о чем Избирательной комиссией выдано подтверждение о приеме документов. 15 июля 2021 года Распутиной Е.И. выдано разрешение на открытие специального избирательного счета для формирования фонда избирательной кампании кандидата и открыт счет. 16 июля 2021 года Распутиной Е.И. в Избирательную комиссию поданы документы в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". 22 июля 2021 года внесены денежные средства на избирательный счет, произведена оплата услуг за изготовление подписных листов, 26 июля 2021 года открыты официальные пункты сбора подписей избирателей в поддержку кандидата в городе Петропавловске-Камчатском и других районах Камчатского края. 28 июля 2021 года Распутиной Е.И. в адрес Избирательной комиссии было направлено заявление с просьбой зарегистрировать её кандидатом без сбора подписей избирателей, в связи с невозможностью такого сбора из-за распространения опасной коронавирусной инфекции, и в связи с отказом избирателей предоставлять свои персональные данные. 30 июля 2021 года Избирательная комиссия Камчатского края, в ответ на заявление, сообщила, что не вправе изменить установленный законом порядок тех или иных избирательных процедур. К 04 августа 2021 года было собрано 3 388 подписей избирателей и, соответственно, к 18 часам 00 минутам подписные листы с подписями избирателей и соответствующими персональными данными в количестве 7 344, протокол об итогах сбора подписей избирателей, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не были представлены в Избирательную комиссию.
Постановлением от 13 августа 2021 года N 14/37 Распутиной Е.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с непредоставлением в Избирательную комиссию документов, указанных в части 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ (подписных листов с подписями избирателей, протокола об итогах сбора подписей избирателей, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), чем нарушены ее избирательные права.
Решением Камчатского краевого суда от 27 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Распутина Е.И. просит решение суда отменить, как незаконное и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права. В обоснование ссылается на пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которого ей как гражданину Российской Федерации государством предоставлена гарантия быть избранной, то есть зарегистрированной в качестве кандидата в депутаты, независимо от других обстоятельств. Полагает, что препятствия к осуществлению ее прав созданы жизненными обстоятельствами.
На апелляционную жалобу окружной избирательной комиссией Камчатского одномандатного избирательного округа N 45 поданы возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Частью 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации закреплено, что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федерального закона N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 20-ФЗ).
Федеральным законом N 67-ФЗ установлено, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (пункт 2 статьи 4).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения (пункты 1 и 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона N 20-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой определяется необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
Согласно части 5 названной статьи в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
В силу части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата является в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Пунктами 3, 8 части 7 статьи 51 приведенного федерального закона закреплено, что основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 приведенного федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 данного федерального закона; для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), - отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 данного федерального закона.
Таким образом, из системного толкования указанных положений избирательного законодательства следует, что для регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения обязательным условием является представление в избирательную комиссию необходимого числа достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата, отвечающих определенным критериям.
Из материалов административного дела следует и установлено судом первой инстанции, что 12 июля 2021 года в Окружную избирательную комиссию Камчатского одномандатного избирательного округа N 45 Распутиной Е.И. были представлены документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
16 июля 2021 года на имя административного истца открыт специальный избирательный счет для формирования фонда избирательной кампании кандидата, в Избирательную комиссию Распутиной Е.И. поданы документы в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ, 22 июля 2021 года внесены денежные средства на избирательный счет, произведена оплата услуг за изготовление подписных листов.
27 июля 2021 года Распутина Е.И. обратилась в Избирательную комиссию с заявлением о регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без предъявления подписных листов с подписями избирателей, протокола об итогах сбора подписей избирателей, списка лиц осуществляющих сбор подписей избирателей, продлении срока сбора подписей избирателей до снятия принятых ограничений на контакты между людьми в целях защиты жизней и здоровья граждан, объявить перенос выборов и перенос сроков сбора подписей в поддержку кандидата до нормализации эпидемиологической обстановки в регионе.
Ответом Избирательной комиссии Камчатского края N 09-17/23- 2021 от 30 июля 2021 года Распутиной Е.И. сообщено, что сбор подписей избирателей подтверждает поддержку кандидата избирателями и является необходимым условием для его регистрации. Процедура сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня предусмотрена избирательным законодательством. Избирательная комиссия Камчатского края является правоприменительным органом и не вправе изменить установленный законом порядок избирательных процедур, включая сроки сбора подписей.
09 августа 2021 года Избирательной комиссией Распутиной Е.И. направлено извещение N 01-27-568 о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, в том числе указано на непредставление подписных листов с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения.
Оспариваемым постановлением Избирательной комиссии N 14/37 от 13 августа 2021 года Распутиной Е.И, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что вывод Избирательной комиссии об отсутствии правовых оснований для регистрации Распутиной Е.И. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва является обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства, и пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия, оценивая доводы апелляционной жалобы о неблагоприятной эпидемиологической обстановке на территории Камчатского края, приходит к выводу о том, что они повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, являлись предметом проверки, им дана правовая оценка в оспариваемом решении суда первой инстанции, с выводами которого оснований не согласиться не имеется.
Так, в соответствии с положениями статьи 11.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 10.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации может быть отложено при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации исключительно по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Вместе с тем, такого решения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не принималось.
Кроме того, каких-либо доказательств тому, что административный истец обращалась в Избирательную комиссию с заявлениями об оказании содействия в сборе подписей избирателей в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Рекомендаций кандидатам и избирательным объединениям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года, утвержденных 08 июля 2021 года Главным санитарным врачом Российской Федерации и согласованных с Председателем Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе организации специальных пунктов для сбора подписей и публичных агитационных мероприятий, и что Избирательной комиссией Распутиной Е.И. было в этом отказано, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Распутиной Е.И - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев с даты его принятия путем подачи кассационных жалобы (представления) в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судьи
Г.Н. Никитина
Ю.В. Роженцева
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.