Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-26/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "РНГ" о признании недействующим Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2020 года N01-05/1-550 "Об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации", в части, по апелляционной жалобе Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционную жалобу представителя акционерного общества "РНГ" Павловой Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 августа 2020 года Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Минприроды РС(Я)) издан Приказ N01-05/1-550 "Об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Приказ N01-05/1-550), вместе с Порядком применения регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказ N01-05/1-550 опубликован 17 сентября 2020 г. в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Приказом N01-05/1-550 утвержден региональный коэффициент индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, в размере 1, 5 и порядок его применения в Приложении N1 к указанному Приказу.
Согласно Приложению N 1 региональный коэффициент применяется к договорам аренды лесного участка, которые в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации заключаются без проведения торгов. Региональный коэффициент применяется следующим образом: Арендная плата1 = минимальный размер арендной платы2 * 1, 53, где: 1 - арендная плата по договору аренды лесного участка в год; 2 - минимальный размер арендной платы лесного участка, определяемый в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, уплачиваемый в федеральный бюджет; 3 - региональный коэффициент, утвержденный настоящим приказом, уплачиваемый в бюджет РС(Я).
Акционерное общество "РПГ" (далее - АО "РНГ", Общество) обратилось в суд о признании недействующим Приказ N01-05/1-550 в части его применения к договорам аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей. В обоснование ссылается на то, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, в которой он устанавливает региональный коэффициент для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не соответствует Лесному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади земельного участка, находящегося в федеральной собственности". Указывает, что в силу статьи 73, 81, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены Правительством Российской Федерации, такое полномочие органу государственной власти субъектов Российской Федерации не передано. АО "РНГ" имеет лицензию на разведку и добычу природного сырья на территории Мирнинского района РС(Я), между административным истцом и административным ответчиком заключен договор аренды лесных участков. Согласно расчету, при определении арендной платы, в том числе применен региональный коэффициент равный 1, 5, который не должен применяться к лесным участкам, находящимся в федеральной собственности. Применение указанного коэффициента увеличивает затраты арендатора лесных участков - административного истца и нарушает его права.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены, оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим с даты принятия.
В апелляционной жалобе представитель Минприроды РС(Я) Стручкова Н.Н. просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в силу положений части 2 статьи 3, статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что минимальный размер арендной платы, определяемый на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади земельного участка, находящегося в федеральной собственности". В силу пункта 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) АО "РНГ" выдана лицензия серии ЯКУ N04493 НЭ от 03 сентября 2015 года сроком до 31 декабря 2029 года для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр на территории Мирнинского района РС(Я).
18 января 2021 года между Минприроды РС(Я) (Арендодатель) и АО "РНГ" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых N38, по условиям которого Арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Согласно п. 2.1 арендная плата по договору составила в 2021 году - 74 825, 45 рублей, в 2022 году - 77 691, 11 рублей, в 2023 году - 80 875, 17 рублей. Расчет арендной платы приведен в Приложении N3 к договору N38, при расчете арендной платы применены следующие коэффициенты: 1, 5*2*2, 35*1, 5.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Минприроды РС(Я) за пределами его компетенции.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При этом арендная плата, устанавливаемая по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, зависит от вида собственности, способа использования лесного участка (с изъятием лесного ресурса или без такового), процедуры его предоставления (с торгами или без торгов).
В силу пункта 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Анализ вышеизложенных правовых положений позволяет сделать вывод о том, что в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, ставка платы за единицу площади лесного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку лесной участок предоставлялся в пользование для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без проведения торгов на основании статьи 43, части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, арендная плата в данном случае относится к регулируемым ценам, которые вправе установить только соответствующие регулирующие органы.
В силу пункта 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", утвердившего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при расчете арендной платы к установленным ставкам применяется понижающий коэффициент 0, 5.
Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрено применение иных коэффициентов или установление дополнительной арендной платы за аренду лесного участка, используемого для реализации приоритетных инвестиционных проектов, в том числе по соглашению сторон.
Кроме того, на дату принятия оспариваемого приказа пунктом 27 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, которая действовала до 04 февраля 2021 года) было предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится, в том числе установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 04 февраля 2021 года N3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", пункт 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом, если их утверждение отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Полномочия по установлению арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлены, органами государственной власти Российской Федерации не переданы.
Таким образом, у органов государственной власти субъекта Российской Федерации отсутствует право устанавливать дополнительную плату, зачисляемую в краевой бюджет, соответственно оспариваемый Приказ N01-05/1-550 принят Минприроды РС(Я) с превышением своих полномочий и противоречит федеральному законодательству.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалованном решении, и по своей сути повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.