Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-89/2021) по административному исковому заявлению ООО "Электросетьсервис" о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе ООО "Электросетьсервис" на решение Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя ООО "Электросетьсервис" Шейко И.В, представителя Региональной энергетической комиссии Кузбасса Саврасова М.Г, представителя ПАО "Россети Сибирь" Зуевой А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса) от 31 декабря 2020 года N 844 внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организации Кемеровской области" (далее - постановление N 844).
В приложении N 2 к постановлению N 844 установлена необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), для ООО "Электросетьсервис" необходимая валовая выручка на 2021 год установлена в размере 49 216, 40 рублей (пункт 22).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 845 (далее - постановление N 845) установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год.
В таблице 2 приложения N 1 к постановлению 845 установлена НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2021 год, пунктом 22 для ООО "Электросетьсервис" установлена сумма в размере 49 216, 40 тысяч рублей.
Пунктами 54-61 приложением N 3 к постановлению N 845 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год для ООО "Электросетьсервис".
ООО "Электросетьсервис" (далее - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части постановлений N 844, N 845.
Исковые требования мотивированы тем, что по мнению Общество экономически обоснованный размер необходимой валовой выручки должен составлять 58 950, 19 тысяч рублей, при которой оно может обеспечить гарантированно качественное и бесперебойное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Не согласны с регулятором в части не включение слагаемых выпадающих доходов за 2019 год, что привело к занижению необходимой валовой выручки на 9733, 78 тысяч рублей. Полагает, что произведенные тарифным органом расчеты, частично исключившие расходы Общества по оспариваемым статья расходов, являются необоснованными, сделаны в нарушение норм тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, оспариваемые постановления по своему содержанию не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права административного истца на получение выручки от реализации услуг в объеме, обеспечивающим полное возмещение затрат.
Решением Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Электросетьсервис" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части отказа во включении в необходимую валовую выручку общества 644, 84 тысячи рублей за обслуживание заемных средств по договорам займа, подлежащим уплате в 2019 году, и принять по административному делу новое решение. Указывает, что необходимость привлечения заемных средств была обусловлена образовавшейся кредиторской задолженностью в прошлых периодах из-за нехватки денежных средств. Для снижения кассового разрыва Общества в 2019 году были заключены договоры займа на общую сумму 21 миллионов рублей. Кредитные средства были направлены на увеличение оборотных средств для осуществления регулируемого вида деятельности. Полагает, что имеющиеся в тарифном деле документы достаточны для включения данных расходов в необходимую валовую выручку Общества. С иными выводами суда по иным оспариваемым статьям Общество согласно, поскольку права административного истца могут быть восстановлены мерами тарифного регулирования.
Относительно доводов апелляционной жалобы региональной энергетической комиссией Кузбасса, ПАО "Россети Сибирь" и прокурором, участвовавшем в деле представлены возражения, в которых просят решение Кемеровского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "Электросетьсервис" Шейко И.В, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Саврасов М.Г, представитель ПАО "Россети Сибирь" Зуева А.А, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считают, что решение вынесено законно, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее Методические указания N 98-э), иных нормативных правовых актов, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пунктам 1.2, 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 года N 371 (действовало до 18 марта 2020 года), Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области-Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Кемеровской области и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы в "Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кузбасса" (www.recko.ru) и по этим основаниям не обжалуются.
Общество с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний).
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
30 апреля 2020 года ООО "Электросетьсервис" обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год.
На основании данного заявления тарифный орган рассчитал методом долгосрочной индексации необходимую валовую выручку и индивидуальные тарифы для ООО "Электросетьсервис" на 2021 год и издал оспариваемые постановления N 844, N 845.
Суд первой инстанции, сославшись на нормы Закона об электроэнергетики, Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Основ ценообразования, Постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 года N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, Налогового кодекса Российской Федерации правильно и обоснованно отклонил требования административного истца о несогласии с не включением органом регулирования в состав необходимой валовой выручки Общества на 2021 год экономии на потерях электрической энергии за 2019 год в размере 6 174, 332 тысяч рублей, а также недополученной выручки от услуг по передаче электрической энергии в размере 2 870, 00 тысяч рублей, возникшей по причине банкротства ООО "Районные электрические сети".
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Сторона административного истца не соглашается с решением суда в части отказа во включения в необходимую валовую выручку Общества на 2021 год процентов за обслуживание заемных средств по договорам займа, подлежащих уплате в 2019 году в размере 644, 84 тысячи рублей.
Согласно абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
В обосновании необходимости включения процентов за обслуживание заемных средств по договорам займа в необходимую валовую выручку Обществом регулирующему органу представлены договоры займа от 26 июля 2019 года и 14 октября 2019 года на общую сумму 21 000 000 рублей, заключенные между ООО "Электросетьсервис" и ФИО11 (т.2, л.д. 107-108, 110-111).
Необходимость привлечения заемных стороной административного истца обосновывается наличием кассового разрыва, который явился результатом не включения в необходимую валовую выручку на 2019 год недополученного дохода за 2017 год в размере 7 298, 18 тысяч рублей, а также не включения в необходимую валовую выручку на 2020 год выпадающих доходов за 2018 год в сумме 15 196, 00 тысяч рублей (т.2, л.д. 13-105 - экспертное заключение на 2019 г, т.1. л.д. 173-250, т.2, л.д. 1-12 - экспертное заключение на 2020 г.).
Как правильно указал областной суд, нуждаемость Общества в привлечении заемных средств, сама по себе не может являться безусловным основанием для признания заявленных расходов экономически обоснованными. Обоснованию подлежит также необходимый размер этих средств и их направление на исполнение обязательств, возникших при осуществлении регулируемого вида деятельности.
Однако регулируемой организации доказательств этому в Региональную энергетическую комиссию Кузбасса представлено не было. Как не был представлен и расчет кассовых разрывов, подтверждающий величину заемных средств, необходимых для пополнения оборотных средств организации.
Из Устава ООО "Электросетьсервис", сведений ЕГРЮЛ следует, что Обществом осуществляются различные виды деятельности. Сведения об осуществлении организацией только основного вида деятельности по передаче электроэнергии, в материалы тарифного дела не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы письмо от 01 сентября 2020 года N 303, направленное ООО "Электросетьсервис" в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (том 5 л.д. 26) также не свидетельствует об осуществлении Обществом только основного вида деятельности.
Из содержания договоров займа нельзя сделать вывод о том, что денежные средства получены для их направления на регулируемый вид деятельности.
Представленные оборотно-сальдовые ведомости и расшифровка счета 91 не подтверждают направление именно заемных средств на исполнение обязательств по регулируемому виду деятельности.
Кроме того, платежные документы, таблица с расшифровкой оплаты по договора в тарифный орган не направлялись и были представлены Обществом только в областной суд. В связи с чем орган регулирования не имел возможности рассчитать величину экономически обоснованных расходов самостоятельно.
Предусмотренная пунктом 19 Правил регулирования возможность запроса регулирующим органом дополнительных материалов является его правом, а не обязанностью, и, следовательно, не является нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности исключения Региональной энергетической комиссии Кузбасса из необходимой валовой выручки процентов за обслуживание заемных средств в связи с отсутствием экономического обоснования.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Электросетьсервис" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 01 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.