Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре Бирюковой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-25/2021 по административному исковому заявлению Рафаеляна Манвела Вильсоновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Правительства Красноярского края - Векшиной Елены Геннадьевны на решение Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Мулярчика А.И, выслушав объяснения представителя Правительства Красноярского края - Векшиной Е.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Рафаелян М.В, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 1 128 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 3 390 000 рублей, согласно уточненного искового заявления, по состоянию на 22 августа 2017 года.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость данного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца, обладающего исключительным правом выкупа земельного участка, размер выкупной цены которого исчисляется из величины кадастровой стоимости.
Решением Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1 128 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 3 390 000 рублей, определенной по состоянию на 22 августа 2017 года.
Датой обращения Рафаеляна М.В. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости постановлено считать 7 августа 2020 года.
С Правительства Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский исследовательский центр по оценке и управлению активами" взысканы расходы на производство судебной оценочной экспертизы в размере 30 000 рублей.
С принятым решением не согласился представитель Правительства Красноярского края - Векшина Е.Г, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с Правительства Красноярского края в пользу ООО "Красноярский исследовательский центр по оценке и управлению активами" 30 000 рублей и взыскать указанную сумму с административного истца Рафаеляна М.В.
В обоснование доводов жалобы указывает, что установление рыночной стоимости объекта недвижимости направлено на определение его экономически обоснованной стоимости и не предполагает наличие спора о праве истца на пересмотр кадастровой стоимости. Определение кадастровой стоимости и внесение соответствующих сведений в ЕГРН осуществляется на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра", а не Правительства Красноярского края. Кроме того, расхождение между кадастровой стоимостью и определенной судом рыночной стоимостью не является существенным, вследствие чего расходы на оплату экспертизы подлежат взысканию с административного истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца Рафаеляна М.В. - Клепец Л.Д, поданы возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи.
Представитель административного ответчика Правительства Красноярского края - Векшина Е.Г, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно поступившим по запросу суда от административного истца документам, Рафаеляну М.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N. Указанный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была установлена ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании акта определения кадастровой стоимости от 22 августа 2017 года в размере 6 599 160, 96 рублей.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный ООО "Проффинанс оценка" отчет от 28 июля 2020 года N 35/20 (том 1 л.д.26-104), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 22 августа 2017 года составляла 3 040 000 рублей.
В связи с возражениями представителя административного ответчика Правительства Красноярского края относительно выводов, изложенных в отчете, судом была назначена судебная оценочная экспертиза.
Из заключения судебной экспертизы от 21 апреля 2021 года N 738-Э/2020, выполненного экспертом ООО "Красноярский исследовательский центр по оценке и управлению активами" ФИО1, следует, что отчет об оценке от 28 июля 2020 года N 35/20 содержит нарушения, существенным образом влияющие на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 22 августа 2017 года составляет 3 390 000 рублей.
Разрешая спор и устанавливая кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в заключении судебного эксперта, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы, заключение обосновано и объективно, отражает ход и результаты проведенных экспертом исследований.
При таких данных экспертное заключение соответствует требованиям действующего законодательства, оно правомерно признано достоверным, допустимым, относимым и надлежащим доказательством, а, следовательно, правильно положено в обоснование вывода о рыночной стоимости земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что срок на подачу административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка административным истцом не пропущен, поскольку акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (Постановление Правительства Красноярского края от 3 ноября 2020 года N 766-п "Об утверждении результатов определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края") вступил в силу 1 января 2021 года, в то время как административное исковое заявление поступило в суд 7 августа 2020 года.
Между тем, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы в части необоснованности возложения обязанности по оплате судебных расходов за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 30 000 рублей на Правительство Красноярского края.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Из полученного ответа на запрос судебной коллегии следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 22 августа 2017 года с применением удельных показателей кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закон об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
К функциям по государственной кадастровой оценке отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (пункт 5.1.26 вышеназванного Положения).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, определение кадастровой стоимости указанного земельного участка по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности осуществлялось ФГБУ "ФКП Росреестра", которое и утвердило Акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 22 августа 2017 года. Учитывая изложенное, постановленное по делу решение суда в части взыскания судебных расходов на оплату судебной оценочной экспертизы в размере 30 000 рублей с Правительства Красноярского края является незаконным, необоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра", привлеченного к участию в деле в качестве административного соответчика.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости взыскания судебных расходов с административного истца ввиду незначительного расхождения кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, отклоняются судебной коллегией. Допущенное расхождение кадастровой стоимости (6 599 160, 96 рублей) с установленной судом рыночной стоимостью объекта недвижимости (3 390 000 рублей) фактически является кратным, что не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, Кроме того, возложение на административного истца бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения, принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость в период рассмотрения дела в суде стала архивной.
При этом, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.
Судебная коллегия так же отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
На момент принятия решения судом первой инстанции оспариваемая кадастровая стоимость спорного земельного участка являлась архивной ввиду утверждения новых результатов очередной государственной кадастровой оценки Постановлением Правительства Красноярского края от 3 ноября 2020 года N 766-п, вступившим в силу с 1 января 2021 года.
Согласно поступившей по запросу суда выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22 июля 2021 года, сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 30 декабря 2020 года. Поскольку датой начала применения новой кадастровой стоимости является 1 января 2021 года, сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, установленные обжалуемым решением, могут применяться до 31 декабря 2020 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 июля 2020 года (том 1 л.д. 15) датой начала применения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка является 22 августа 2017 года, следовательно, при определении периода применения установленной в судебном порядке архивной кадастровой стоимости земельного участка необходимо исчислять такой период от указанной даты.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения Красноярского краевого суда указанием на период применения установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N с 22 августа 2017 года по 31 декабря 2020 года.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 года в части взыскания судебных расходов с Правительства Красноярского края отменить, в указанной части принять по делу новое решение, которым взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Красноярский исследовательский центр по оценке и управлению активами" оплату судебной оценочной экспертизы в размере 30 000 рублей.
Дополнить резолютивную часть решения Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 года указанием на период применения установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N с 22 августа 2017 года по 31 декабря 2020 года.
В остальной части решение Красноярского краевого суда от 20 мая 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.