Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Роженцевой Ю.В, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-33/2021 по административному исковому заявлению Мыколаенко Е.Н. о признании недействующим в части пункт 2 постановления правительства Республики Саха (Якутия) N 26 от 26 января 2008 года "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" с момента начала его применения, по апелляционной жалобе Мыколаенко Е.Н. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционную жалобу представителей правительства Республики Саха (Якутия) Винокуровой Н.М, Банаховой Е.К, представителя окружной администрации города Якутская Ивановой Е.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным дела Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
26 января 2008 года правительством Республики Саха принято постановление N26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N26), которое опубликовано в периодическом издании "Якутские ведомости" N6 от 02 февраля 2008 года.
Мыколаенко Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления N 26, в соответствии с которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), в том числе, утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению, в части слов: "утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению", с момента начала его применения.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка по договору аренды, заключенному с окружной администрацией города Якутска. Размер арендной платы установлен арендодателем в размере 10% от кадастровой стоимости земельного участка со ссылкой в том числе, на Постановление N 26. При этом, по мнению истца, наделение правительством Республики Саха (Якутия) органов местного самоуправления полномочием устанавливать базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, является незаконным. Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность перераспределения полномочий в земельной сфере между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации на основании закона субъекта Российской Федерации. В нарушение указанной нормы федерального закона правительство Республики Саха (Якутия) перераспределило полномочия в земельной сфере окружной администрации города Якутска оспариваемым постановлением. Соответственно, органы местного самоуправления, устанавливая базовые ставки арендной платы, действуют незаконно, выходят за пределы имеющихся у них полномочий. Правительство Республики Саха (Якутия) не имеет полномочий определять базовые ставки арендной платы, следовательно, и не имеет полномочий перераспределять эти полномочия, наделяя органы местного самоуправления полномочием утверждать базовые ставки арендной платы.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Мыколаенко Е.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая на отсутствие у правительства Республики Саха (Якутия) полномочий принимать оспоренный нормативный правовой акт, поскольку федеральным законом орган государственной власти наделен правом устанавливать порядок определения размера арендной платы, а не сам размер этой платы. Поскольку таких полномочий у правительства нет, оно не могло делегировать их органам местного самоуправления. Полагает неправомерным руководствоваться положениями Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), поскольку он принят позже оспариваемого акта.
На апелляционную жалобу правительством Республики Саха (Якутия), прокуратурой Республики Саха (Якутия) поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Базовые ставки, льготы и сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" утверждены решением Якутской городской Думы РЯГД-4-1 от 20 ноября 2013 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 сентября 2019 года между Мыколаенко Е.Н. (арендатор) и ДИЗО ОА города Якутска (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", 7 км, площадью 1168 кв.м, для использования "под объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" на срок с 24 сентября 2019 года по 24 сентября 2024 года; арендная плата на 2019 год установлена в размере 10% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2020 года, принятым по иску Мыколаенко Е.Н, признан недействующим и не подлежащим применению пункт 5.1 раздела 5 Приложения 2 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 20 ноября 2013 года N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск".
Административный истец полагает, что его права указанным решением суда не восстановлены, поскольку после вступления в силу решения суда, окружной администрации города Якутска установилабазовую ставку арендной платы в размере 8%.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (действующего с 01 марта 2015 года) порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ранее (до 01 марта 2015 года) аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по урегулированию правоотношений при установлении размера арендной платы, в том числе в отношении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена. Этими полномочиями органы государственной власти Республики Саха (Якутия) обладали как на момент принятия оспариваемого акта, так и на момент внесения в него изменений.
Во исполнение этих требований, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 12 Земельного Кодекса Республики Саха (Якутия), принятого 15 декабря 2010 года постановлением З N674-IV Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), к полномочиям правительства Республики Саха (Якутия) отнесено определение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия), порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Республики Саха (Якутия), а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, результатом упомянутого правового регулирования является управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; а также размер арендной платы в отношении таких участков.
С учетом вышеизложенных положений закона, доводы апеллянта об отсутствии у правительства Республики Саха (Якутия) полномочий на определение размера арендной ставки, несостоятельны, т.к. основаны на неправильном токовании норм материального права.
Во исполнение названных правовых положений правительством Республики Саха (Якутия) принято Постановление N26, из содержания которого следует, что размер арендной платы должен устанавливаться органами местного самоуправления в предусмотренном органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке.
Пунктом 2 Постановления N 26 предусмотрено рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия): утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению; осуществлять заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с утвержденным Положением; утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки по классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Данные правительством Республики Саха (Якутия) рекомендации основаны на положениях подпункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, которые к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений отнесли установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия), базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспариваемое постановление в действующей редакции (в редакции постановления правительства Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2016 года N 106) этим положениям соответствует.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о наличии у органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) полномочий устанавливать базовые ставки арендной платы за использование неразграниченных земельных участков.
При этом следует отметить, что эти полномочия не являются произвольными. Ставки арендной платы должны устанавливаться органом местного самоуправления в отношении находящихся на территории соответствующего муниципального образования неразграниченных земельных участков в предусмотренном федеральным и региональным законодательством порядке, т.е. в том числе в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, они аналогичны доводам, приводимым в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мыколаенко Е.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.И. Захаров
Ю.В. Роженцева
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.