Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Тертишниковой Л.А, Сучковой Е.Г, при секретаре судебного заседания Грейсман А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-782/2021 по административному исковому заявлению Таргонского Константина Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе Таргонского Константина Анатольевича на решение Алтайского краевого суда от 25 мая 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Тертишниковой Л.А, выслушав объяснения представителей административного истца Таргонского К.А. - Киселева А.Б, Комаровских А.Д, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
20 апреля 2020 года Таргонский К.А. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости, равной 1 920 000 рублей, а также о признании факта использования недостоверных сведений об указанном земельном участке при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований указано, что спорный земельный участок принадлежал Таргонскому К.А. на праве общей долевой собственности в период с 25 июля 2008 года по 19 апреля 2017 года. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, установленная по состоянию на 01 января 2015 года в размере 214 664 400 рублей, значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает права и обязанности административного истца как бывшего собственника, поскольку влияет на размер подлежащего уплате земельного налога за 2016-2017 годы.
Определением Алтайского краевого суда от 13 августа 2020 года производство по делу по административному иску Таргонского К.А. было прекращено.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2021 года указанное определение суда отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель административного истца Бартеньев А.А. поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в иске, просил установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 920 000 рублей на период с 1 января 2016 года до даты изменения кадастровой стоимости. Требование о признании факта использования недостоверных сведений об указанном объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2015 года просил не рассматривать, указал, что у истца отсутствуют доказательства использования недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Алтайского краевого суда от 25 мая 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, дополнении к ней Таргонский К.А. просит вышеуказанное решение отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что 16 ноября 2017 года решением Алтайского краевого суда (дело N3а-1004/2017) установлена рыночная стоимость земельного участка в размере 1 920 000 рублей в качестве его кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2015 года. Между тем, данное решение суда грубым образом не исполняется, поскольку по состоянию на 2016 год кадастровая палата продолжает сохранять в данных Росреестра кадастровую стоимость в размере 214 664 000 рублей. Именно такие сведения предоставляются кадастровой палатой в налоговый орган для целей исчисления налогов за 2016 год.
Таргонский К.А, как бывший собственник земельного участка, не привлекался к рассмотрению дела N3а-1004/2017, соответственно имеет право обратиться с самостоятельными требованиями для защиты своих нарушенных прав и законных интересов согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право лица на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, служит, в частности, целям определения налогового обязательства в размере не большем, чем это установлено законом.
Кроме того, указывая на то, что решение по иному спору, в котором Таргонский К.А. не принимал участие, лишает его права на самостоятельное обращение в суд за защитой своего нарушенного права, суд первой инстанции не учел, что выбор способа его защиты, является исключительной прерогативой истца.
Обращает внимание, что с административным исковым заявлением он обратился с учетом новой редакции пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применение которой ведёт к улучшению положения административного истца как налогоплательщика, так как установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 214 664 000 рублей не соответствует принципу экономической обоснованности.
В суде апелляционной инстанции представители административного истца Киселев А.Б, Комаровских А.Д. настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Таргонский К.А. в период с 25 июля 2008 года по 19 апреля 2017 года являлся долевым сособственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1490 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "данные изъяты"
Постановлением Администрации Алтайского края от 23 ноября 2015 года N 472 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки земель в размере 214 664 400 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Решением Алтайского краевого суда от 16 ноября 2017 года по административному делу N3а-1004/2017 по административному иску долевого сособственника Уткиной Е.С. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", - равной его рыночной стоимости в размере 1 920 000 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в размере 1 920 000 рублей постановлено считать 3 октября 2017 года.
Приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года N 70 утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края, в том числе в отношении спорного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ФИО12 по состоянию на 1 января 2020 года составила 83700000 рублей. Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.
Таргонский К.А, обращаясь в Алтайский краевой суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости равной 1 920 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, свое право на применение результатов такого пересмотра обосновывает тем, что между налоговым органом и Таргонским К.А, как бывшим собственником спорного земельного участка, не привлеченным к рассмотрению дела N3а-1004/2017, имеется спор о взыскании земельного налога и санкций за 2016 год, а согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. В связи с чем в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (в том числе земельного участка) на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по соответствующему налогу с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу, что законом не предусмотрена возможность изменения размера кадастровой стоимости объекта недвижимости и установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на определенную дату, если судом уже была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на ту же самую дату.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст. 3 названного закона).
При этом, под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции, действующей в 2017 году) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что правовые последствия определения судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости заключаются во внесении сведений об этом в единый государственный реестр недвижимости, при этом повторное оспаривание в судебном порядке установленной в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не допускается, а установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости действует до момента внесения в единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу Таргонскому К.А. в период с 25 июля 2008 года по 19 апреля 2017 года на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 920 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года установлена решением Алтайского краевого суда от 16 ноября 2017 года.
Данное решение суда явилось основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено 3 октября 2017 года. Датой применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда определено 1 января 2017 года (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12 декабря 2019 года л.д. 27 т.1).
Учитывая вышеприведенные законоположения, поскольку право на установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (установленной по итогам государственной кадастровой оценки постановлением Администрации Алтайского края от 23 ноября 2015 года N 472) в размере его рыночной стоимости реализовано новым собственником данного земельного участка, повторное оспаривание в судебном порядке определенной на основании решения суда кадастровой стоимости в размере рыночной, нормами действующего законодательства не допускается.
При этом как указывалось выше и следует из пояснений представителя административного истца в суде первой инстанции, доводов апелляционной жалобы, фактически между административным истцом и налоговым органом имеет место спор, относительно даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка установленной судом в размере рыночной для целей налогообложения. Вместе с тем, определение момента (даты), с которой должна применяться измененная кадастровая стоимость объекта недвижимости с целью исчисления налога на имущество физических лиц, отнесено к полномочиям налогового органа при определении налогового периода, к которому применяется новая кадастровая стоимость, и не направлено на установление новой рыночной стоимости земельного участка.
В рамках рассматриваемого административного дела право административного истца не подлежит защите путем удовлетворения требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости с использованием правового механизма установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена равной его рыночной стоимости по решению суда.
Повторный пересмотр возможен только в случае оспаривания кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, установленной на другую дату, в связи с изменением его качественных или количественных характеристик, например, в случае увеличения или уменьшения площади объекта, а также кадастровой стоимости, установленной в результате очередной кадастровой оценки.
В целом доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алтайского краевого суда от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Таргонского Константина Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Алтайский краевой суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.