Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре Бирюковой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-59/2021 по административному исковому заявлению Хана Александра Романовича к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Новосибирской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации" - Горбатенко Татьяны Анатольевны на решение Новосибирского областного суда от 26 мая 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Мулярчика А.И, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" Горбатенко Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Хана А.Р. - Гарварта К.В, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
18 марта 2021 года представитель административного истца Хана А.Р. - Гарварт К.В, обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 257, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость данного нежилого помещения значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
Решением Новосибирского областного суда от 26 мая 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 257, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 8 680 000 рублей, определенной по состоянию на 20 октября 2017 года.
Датой обращения Хана А.Р. с заявлением постановлено считать 18 марта 2021 года.
С принятым решением не согласился представитель заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации" (далее - ГБУ НСО "ЦКО и БТИ") - Горбатенко Т.А, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не учел положения статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ). Постановлением Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2020 года N 565-п "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Новосибирской области установлена дата перехода к применению статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ - 1 января 2021 года. Поскольку административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости после 1 января 2021 года, в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" с соответствующим заявлением предварительно не обращался, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен был отказать в принятии административного искового заявления.
Представителем административного истца Хана А.Р. - Гарвартом К.В, подан отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что административный истец согласен с обжалуемым решением и полагает доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" - Горбатенко Т.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного истца Хана А.Р. - Гарварт К.В. возражал против доводов жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения, в отношении которого поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, была определена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области в размере 15 826 407, 54 руб. по состоянию на 20 октября 2017 года на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222, с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28 ноября 2016 года N 3108 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области". Данная кадастровая стоимость не изменялась и является актуальной (т. 1 л.д. 133).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2020 года N 565-п "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Новосибирской области" установлено, что 1 января 2021 года является датой перехода к применению на территории Новосибирской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) с указанной даты в Новосибирской области:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Следовательно, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2021 года в Новосибирской области может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, в том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
В данном случае, административное исковое заявление в электронной форме было подано в Новосибирский областной суд 18 марта 2021 года (т. 1 л.д. 9). До 1 января 2021 года административный истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области не обращался. После 1 января 2021 года административный истец с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" не обращался (т. 1 л.д. 218).
Поскольку заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в Новосибирской области с 1 января 2021 года не подлежит рассмотрению в судах, в его принятии следовало отказать в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса.
С учетом изложенного, решение Новосибирского областного суда от 26 мая 2021 года подлежит отмене с прекращением производства по административному делу по административному исковому заявлению Хана А.Р. к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Новосибирской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости.
Ссылка представителя административного истца на положения главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией, поскольку с даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения и не носит самостоятельного характера (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ). В свою очередь, существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории дел регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новосибирского областного суда от 26 мая 2021 года отменить и прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Хана А.Р. к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Новосибирской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.