Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Денисова Ю.А., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 15 июня 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу генерального директора Акционерного общества "Альтаир" Баженова В.В. на решение Московского городского суда от 13 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Альтаир" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-3516/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца АО "Альтаир" Чабановой О.К. представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И, заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2020 года.
Принадлежащие АО "Альтаир" здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: г. Москва, ул. 5-я Кабельная, д. 2, строение 3 и строение 4, включены в пункты 4155 и 10118 Перечня на 2020 год.
АО "Альтаир" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими указанных пунктов Перечня, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления АО "Альтаир" отказано.
В кассационной жалобе генерального директора Акционерного общества "Альтаир" Баженова В.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Судами установлено, что принадлежащие административному истцу на праве собственности здания с кадастровыми номерами N по адресу: г. Москва, ул. 5-я Кабельная, дом 2, строение 3 и строение 4 расположены на двух земельных участках:
с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазина сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса" (4.9.1.1);
с кадастровым номером 77:04:0001016:81 с видом разрешенного использования "эксплуатация зданий под административно-складские цели".
Нежилые здания в Перечень на 2020 год включены по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, исходили из того, что на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N относился к коду вида разрешенного использования 4.9.1.1 "объекты придорожного сервиса", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, действующего в редакции Приказа от 30 сентября 2015 года N 709.
Указали, что поскольку содержание данного кода вида разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, данное обстоятельство позволяет отнести спорные здания к соответствующим объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе приводятся доводы о том, что до установления границ земельных участков с кадастровыми номерами N нельзя достоверно утверждать, что спорные здания находятся не только на земельном участке с кадастровым номером N, но и на земельном участке с кадастровым номером N а также утверждается о возложении на общество повышенной налоговой нагрузки.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N N земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1783 кв.м, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. 5-я Кабельная, вл. 2, предоставлен ЗАО "Альтаир" в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий под административно-складские цели.
Сведений о предоставлении АО "Альтаир" в пользование земельного участка с кадастровым номером N не имеется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра упомянутый земельный участок с кадастровым номером N площадью 1029 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 5-я Кабельная, вл. 2б, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N N предоставлен в аренду ООО "А-51" для эксплуатации существующей автозаправочной станции (л.д. 127-129 том 1).
В материалах дела имеется сообщение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 19 марта 2020 года N 216/06431 на соответствующий запрос суда о том, что согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 1 января 2020 года спорные нежилые здания с кадастровыми номерами N по адресу: г. Москва, ул. 5-я Кабельная, дом 2, строение 3 и строение 4 располагались в пределах вышеуказанных земельных участков (л.д. 160-164 том 1).
В деле также содержатся сведения из публичной кадастровой карты упомянутых земельных участков, из которых следует, что на земельном участке с кадастровым номером N находится незначительная часть строения 3 дома N 2 по ул. 5-я Кабельная г. Москвы с одной стороны и небольшая часть строения 4 дома N 2 по ул. 5-я Кабельная г. Москвы с двух сторон (л.д. 113-114 том 1).
При этом сведений о том, что указанные части зданий, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N выделены в отдельные помещения, образуют самостоятельный объект недвижимости и могут использоваться обособленно от остальной части зданий, образуют объект налогообложения, в материалах дела не содержится.
Согласно актам Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 25 февраля 2019 года NN 9042683/ОФИ, 9042684/ОФИ спорные нежилые здания фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 18, 9 кв.м. фактически используется как КПП; нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 43, 1 кв.м. фактически используется как склад, не связанный с торговлей (л.д. 50-64, 86-100 том 2).
Изложенное свидетельствует о наличии неопределенности относительно возможности применения положений статьи 378.2 НК РФ при включении принадлежащих административному истцу зданий в оспариваемый Перечень.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Судами не было принято во внимание то, что в случае если здание (строение, сооружение) расположено на двух земельных участках, виды разрешенного использования хотя бы одного из которых не предусматривают размещение зданий коммерческого назначения, то основанием для признания здания торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания является его назначение или фактическое использование в целях коммерческого назначения.
Поскольку принадлежащие административному истцу нежилые здания, хотя частично и расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, но фактически не используется в этих целях, то включение их в Перечень на 2020 год нельзя признать правильным, оправданным в конституционно-правовом отношении, так как это возлагает повышенную налоговую нагрузку на общество, как налогоплательщика без экономических на то оснований, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При изложенных обстоятельствах обжалуемые решение Московского городского суда от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с принятием по делу решения об удовлетворении административного искового заявления АО "Альтаир".
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 13 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление АО "Альтаир" удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 4155 и 10118 Приложения N 1 постановления Правительства Москвы 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Ю.А. Денисов
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.