Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Денисова Ю.А., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 6 июля 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области Савиновой А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области о понуждении к совершению действий (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-53/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя Генеральной прокуратуры РФ Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области о понуждении к установке на пешеходном переходе, проходящем вдоль территории детского учреждения - МБОУ "СОШ N 4" г. Сафоново Смоленской области светофора типа Т.7, мотивируя требование тем, что установка такого светофора предусмотрена нормами ГОСТ Р 52289-2019.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 29 января 2021 года в удовлетворении административного иска Сафоновского межрайонного прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 года решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 29 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым постановлено обязать администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области установить в соответствии с нормами ГОСТ Р 52289-2019 светофор типа Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на участке автомобильной дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4" г. Сафоново Смоленской области, находящегося по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Ковалева, д. 4, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области Савиновой А.М. ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении в силе решения районного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если:
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1;
- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;
- пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;
- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России "Сафоновский" проведено обследование состояния улично-дорожной сети г. Сафоново, в результате которого установлено отсутствие светофора типа Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на участке автомобильной дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения - МБОУ "СОШ N 4".
Разрешая заявленное требование прокурора и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия у администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области обязанности установки светофора типа Т.7 ввиду отсутствия любых из условий, предусмотренных пунктом 7.2.1 ГОСТ Р 52289-2019.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя требование прокурора, судебная коллегия апелляционной инстанции указала на то, что светофоры типа Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов, т.е. для обозначения опасных участков дорог, вследствие чего установка вышеуказанного светофора на участке автомобильной дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения - МБОУ "СОШ N 4", необходима.
В кассационной жалобе приводится довод о том, что применение пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 должно быть обусловлено наличием условий введения светофорного регулирования, содержащихся в пункте 7.2.
Судебная коллегия не находит данный довод заслуживающим внимания.
Как следует из содержания пунктов 7.1.1 и 7.1.2 ГОСТ Р 52289-2019, светофоры применяются как для регулирования очередности пропуска транспортных средств, так и для обозначения опасных участков дорог.
Из содержания пункта 7.3.8 следует, что светофор Т.7 обозначает нерегулируемые перекрестки и пешеходные переходы, условия применения которого приведены в пункте 7.3.8, в то время, когда пункт 7.2 регламентирует условия введения светофорного регулирования транспортных средств и пешеходов, в связи с чем его применение не может быть обусловлено наличием условий, содержащихся в пункте 7.2.1.
Поскольку из смысла пункта 7.3.8 не следует, что для применения светофора Т.7 необходимо наличие совокупности перечисленных в нем условий, то, вопреки доводам жалобы, наличие одного из перечисленных в пункте 7.3.8 условий достаточно для применения светофоров Т.7, в настоящем случае - расположения на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения, пешеходного перехода.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области Савиновой А.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Ю.А. Денисов
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.