Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО3, судей ФИО2 и ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату "адрес" о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и назначении военной пенсии
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО2, объяснения ФИО1, представителя Военного комиссариата "адрес" ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Военному комиссариату "адрес", указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении военной пенсии по выслуге лет, однако ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его требования ему было отказано со ссылкой на то, что служба лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах по Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не подлежит зачету в выслугу лет для назначении пенсии, а также на то, что граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу, и на них в полном объеме не может распространяться Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих". Вместе с тем с указанными выводами ответчика он не согласен, полагал, что военная служба приравнивается к службе в таможенных органах, при этом он имеет право как на таможенную пенсию, которую получает с 2004 года, так и на военную пенсию с 2007 года после прохождения военных сборов, и право на выбор пенсии; Конституционным Судом Российской Федерации отмечалось, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), находятся в равном положении в вопросах выплаты денежного довольствия и иных видов обеспечения, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрела на день последнего увольнения.
Поскольку после военных сборов у него изменилась выслуга, ему было присвоено воинское звание "капитан", указанное значительно влияет на увеличение пенсионных выплат, поскольку в силу пункта 5 Положения по проведению военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
На основании изложенного, истец просил признать решение Военного комиссара "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в праве на выбор различных пенсий, положенных по действующему законодательству незаконным, назначить ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ согласно направленному ранее в адрес ответчика заявлению.
Решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене указанных судебных актов как незаконных.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме, представитель Военного комиссариата "адрес" ФИО5 возражала против доводов жалобы, просила оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1, 1964 года рождения, ДД.ММ.ГГГГ был призван на срочную военную службу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в Рязанском Высшем Дважды Краснознаменном Воздушно-десантном командном училище им. Ленинского комсомола, по окончании училища ему было присвоено воинское звание "лейтенант".
Впоследствии истец проходил военную службу в десантных войсках, приказом командира ВДВ от ДД.ММ.ГГГГ был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по пункту "а" части 2 статьи 49 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) в звании старшего лейтенанта, исключен из списков части ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят в Рязанскую таможню на должность инспектора-стажера, ДД.ММ.ГГГГ переведен на службу в таможенные органы Российской Федерации по контракту, ДД.ММ.ГГГГ уволен из таможенных органов в связи с выходом на пенсию по подпункту 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)". Согласно приказу и.о. начальника Рязанской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-л об увольнении ФИО1, на ДД.ММ.ГГГГ его выслуга лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии составила 21 год 07 месяцев 21 день.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец замещал должности государственной гражданской службы в Рязанской таможне.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был призван на учебные сборы (приписного состава) сроком на 10 суток, которые проходил в период с 22 по ДД.ММ.ГГГГ при РВВДКУ (в/ч 42233) в должности начальника штаба - заместителя командира батальона.
После прохождения военных сборов приказом ком. МВО от ДД.ММ.ГГГГ N ему было присвоено воинское звание "капитан".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Военный комиссариат "адрес" с заявлением о назначении ему военной пенсии в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N с учётом службы в таможенных органах с даты подача заявления, в котором просил оказать содействие в сборе документов, необходимых для оформления пенсии, в части прохождения военных сборов в мае 2007 года.
На заявление истца Военным комиссаром "адрес" был дан ответ об отсутствии законных оснований для назначения пенсии от Министерства обороны Российской Федерации со ссылкой на то, что граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу, а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения, с чем истец не согласен.
Разрешая настоящий спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения ФИО1 с военной службы в 1997 году в возрасте 32 лет, также как и на момент окончания военных сборов ДД.ММ.ГГГГ, его выслуга на военной службе составляла менее 20 лет, его участие в военных сборах не свидетельствует о прохождении им военной службы, поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" разграничены понятия "военнослужащие" и "лица, призванные на военные сборы" и для указанных категорий лиц установлен различный объем прав и обязанностей, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на получение военной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов также соглашается, находит их основанными на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П в связи с вопросом о проверке конституционности части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации N, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации N засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их
учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (статья 18 Закона Российской Федерации N).
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что вопреки позиции заявителя кассационной жалобы служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами необоснованно не были рассмотрены требования истца о признании незаконным бездействия Военного комиссара "адрес", признаются судебной коллегией несостоятельными.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Истцом были заявлены требования о признании незаконным решения Военного комиссара "адрес" и назначении военной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах которых было принято решение суда первой инстанции. При этом сведений о том, что истцом были заявлены наряду с указанными требованиями требование о признании незаконным бездействия Военного комиссара "адрес", материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о необходимости включения в выслугу лет период его нахождения на военных сборах в целях назначения военной пенсии судебной коллегией также отклоняются в силу их ошибочности.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта "к" части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы.
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 56 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уже после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время пребывания на военных сборах не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".
В статье 1 указанного Закона перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы.
Для исчисления пенсии, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Вместе с тем в силу статьи 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, представил гражданам, призванным на военные сборы иной, чем у военнослужащих статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально - экономических правах, деятельность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условия их выполнения.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для решения вопроса о включении периодов прохождения военных сборов в выслугу лет является последующее поступление гражданина на военную службу после прохождения им военных сборов.
Принимая во внимание, что истец проходил военные сборы уже после увольнения с военной службы, при этом на военную службу вновь не поступал, он не вправе требовать включение указанного периода в выслугу лет для последующего решения вопроса о назначении ему пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Остальные доводы кассационной жалобы, в том числе относительно необоснованности непринятия судами в качестве доказательства справки о совершенных истцом прыжках, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им была дана надлежащая оценка, правом переоценки, в том числе доказательств по делу, суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении судебных постановлений без изменения, а кассационной жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.