Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Бибеевой С.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волянского Михаила Михайловича к Министерству финансов РФ в лице Министра финансов РФ Силуанова А. Г. об обязании восстановить право Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на получение жилищной субсидии путем выделения средств, в требуемом объеме, реализовать право на получение жилищной субсидии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3360/2020)
по кассационной жалобе Волянского Михаила Михайловича на решение Тверского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волянский М.М. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Министра финансов Российской Федерации Силуанова А.Г. об обязании восстановить право Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на получение жилищной субсидии путем выделения средств в требуемом объеме, реализовать право на получение жилищной субсидии.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходил военную службу в в/ч 3761 в должности заместителя командира 2 гаубичного дивизиона по работе с личным составом. 23 июня 2018 года жилищной комиссией он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, между тем, до настоящего времени, указанная жилищная субсидия им не получена, что является незаконным, в связи с чем он обратился в суд с вышеуказанными требованиями, также ссылаясь на то, что согласно ответу Директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, для выплаты ему жилищной субсидии не хватает денежных средств, выделенных службе.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Волянский М.М. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, в частности ссылается на судебные акты Конституционного суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Указывает, что истец в установленном порядке приобрел статус участников подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, отсутствие достаточного финансирования не может являться препятствием к реализации предоставленного Волянскому М.М. права, в то время как иное означало бы произвольный отказ государства от принятых на себя социальных обязательств.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилищной комиссией в/ч 3761 23 июня 2018 года принято решение, изложенное в протоколе заседания комиссии N 7-18 от 23 июня 2018 года, о признании Волянского В.М. нуждающимся в обеспечении жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в составе семьи один человек, с даты подачи заявления, 06 декабря 2016 года.
Поскольку субсидии для приобретения или строительства жилого помещения предоставлена не была, истец 19 декабря 2019 года обратился с заявлением в адрес Директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, согласно ответу на которое от 17 января 2020 года N 3-15-186702, ему было сообщено о том, что на 31 декабря 2019 года в реестре истец значится за номером 1339 и 823 - на жилищную субсидию, также сообщено, что предусмотренных бюджетом денежных средств недостаточно, в связи с чем не представляется возможным определить конкретную дату обеспечения субсидией.
14 апреля 2020 года истец обратился с претензией в адрес Министра финансов РФ Силуанова А.Г.
Как усматривается из представленного в материалы дела ответа Министерства финансов РФ от 24 апреля 2020 года N 10-05-07/33330, на заявление истца от 15 апреля 2020 года, в Федеральном законе от 18.07.2019 N 175-ФЗ "О внесении изменений Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", и в Федеральном законе от 02.12.2019 N 380-Ф3 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии военнослужащим Росгвардии в размере 250, 0 млн. рублей ежегодно 2019-2022 годы.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" существуют иные формы обеспечения жильем военнослужащих, в том числе предоставление жилых помещений, находящихся в федеральной собственности. Так, на строительство жилых помещений Росгвардии были предусмотрены бюджетные ассигнования на 2020 - 2022 годы в объеме 2 715, 2 млн. рублей ежегодно.
В ходе исполнения федерального бюджета Росгвардия вправе вносить установленном порядке свои предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе предложения по увеличению бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим за счет уточнения потребности или высвобождения средств по другим направлениям расходов.
В 2019 году Минфином России согласованы предложения Росгвардии по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях увеличения бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим на сумму 1 591, 1 млн. рублей. Бюджетные ассигнования на указанные цели доведены до Росгвардии в полном объеме.
При таких данных, Министерством финансов РФ в 2019 году согласованы предложения Росгвардии по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в целях увеличения бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим на сумму 1 591, 1 млн. руб, бюджетные ассигнования на указанные цели доведены до Росгвардии в полном объеме, на 2020-2022 годы на строительство жилых помещений Росгвардии были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2 715, 2 млн. руб. ежегодно.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 6, 158, 165, 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 15, 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.ст. 1, 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Подпунктом 90 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 N 510, Приказом Росгвардии от 28.09.2018 N 428 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2018 N 52450).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство финансов РФ не принимает участие в распределении денежных средств бюджетного финансирования выделенных главному распорядителю денежных средств, т.е. Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, которая в соответствии с Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации самостоятельно разрешает вопросы, связанные с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими. Судом также учтено, что истец не наделен правом заявлять требования от имени Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, принимая во внимание то, что служба не лишена возможности вносить установленном порядке свои предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе предложения по увеличению бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии военнослужащим за счет уточнения потребности или высвобождения средств по другим направлениям расходов.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальна гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, они полномочны обеспечивать оперативное реагирование на сообщения при срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (статья 1, пункт 21 части 1 статьи 9).
Подпунктом 90 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 N 510, установлено, что служба войск Росгвардии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Приказом Росгвардии от 28.09.2018 N 428 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2018 N 52450), утвержден Порядок регламентирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований.
Статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Полномочия Министерства финансов Российской Федерации закреплены статьей 165 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, исключительные полномочия руководителя Министерства - статьей 166 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, к которым, в том числе, относятся утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета.
Как указано выше, Волянский В.М. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в составе семьи один человек, с даты подачи заявления, 06 декабря 2016 года.
Таким образом, Волянский В.М. имеет право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в порядке установленной очередности. Волянский В.М. не ссылается на нарушение очередности предоставления указанной выше субсидии.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что основания для удовлетворения требований истца о реализации права на получение жилищной субсидии в разумный срок в полном объеме отсутствуют, поскольку Министерство финансов РФ не принимает участие в распределении денежных средств бюджетного финансирования выделенных главному распорядителю денежных средств, т.е. Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, которая в соответствии с Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации самостоятельно разрешает вопросы, связанные с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волянского Михаила Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.