Решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 27 октября 2005 г.
г. Майкоп |
27 октября 2005 г. |
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе председательствующего М. А. Афашагова, судей Р. Р. Хачак, Б. А. Шагуч, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т. М. Урусмамбетовой, рассмотрев в судебном заседании дело N А01-3065-2005-12 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Адыгрегионгаз" и Открытого акционерного общества "Адыггаз" о признании недействующим нормативного правового акта, при участии в судебном заседании
от заявителей - Общества с ограниченной ответственностью "Адыгрегионгаз" - А. В. Ли, начальник юридического отдела (доверенность N 7-05-01 от 11.01.2005 г,); Открытого акционерного общества "Адыггаз" - И. В. Даурова, юрисконсульт (доверенность N 1 от 11.01.2005 г.)
от заинтересованного лица - Кабинета Министров Республики Адыгея - Л. А. Четыз, консультант Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея (доверенность N КМ-534 от 21.09.2005 г.), Е. В. Глухова, представитель по доверенности, установил:
29 августа 2005 г. Общество с ограниченной ответственностью "Адыгрегионгаз" (далее - ООО "Адыгрегионгаз") и Открытое акционерное общество "Адыггаз" (далее - ОАО "Адыггаз") обратились в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Кабинету Министров Республики Адыгея (далее - Кабинет Министров) о признании недействующими пунктов 1 и 3 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 54 от 29.03.2005 г. "О нормах потребления природного газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды при отсутствии приборов учета газа".
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.09.2005 г. заявление принято к производству и возбуждено дело N А01-3065-2005-12. Дело назначено к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании на 22.09.2005 г. на 10.00.
В ходе предварительного судебного заседания Кабинету Министров предложено представить к судебному заседанию опубликованные постановления органов местного самоуправления об утверждении ими норм потребления природного газа.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.09.2005 г. назначено рассмотрение дела в судебном заседании на 19.10.2005 г. на 10.00.
В судебном заседании 19.10.05 г. Кабинетом Министров представлены 7 опубликованных постановлений органов местного самоуправления об утверждении ими норм потребления природного газа.
Для ознакомления представителей ООО "Адыгрегионгаз" и ОАО "Адыггаз" с представленными документами объявлен перерыв до 26.10.05 г. до 15.00.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено. В судебном заседании участвуют представитель ООО "Адыгрегионгаз", представитель ОАО "Адыггаз", представители Кабинета Министров Республики Адыгея.
Представитель заявителя - ООО "Адыгрегионгаз" просит признать недействующими пункты 1 и 3 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 54 от 29.03.2005 г. "О нормах потребления природного газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды при отсутствии приборов учета газа", в обоснование своего требования сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заявителя - ООО "Адыгрегионгаз" указывает на то, что принятие Кабинетом Министров Республики Адыгея оспариваемого постановления, в нарушение установленного порядка, т.е. неуполномоченным органом и без учета расчетов ООО "Адыгрегионгаз" и ОАО "Адыггаз" привело к разбалансу газа, который возникает в результате того, что объем газа, поступающий в Республику Адыгея и определенный по приборам учета, значительно выше количества объемов газа, определенных по приборам учета потребителей (имеющих таковые приборы), и объемов газа, определенных по установленным оспариваемым постановлением нормам потребления (при отсутствии приборов учета).
Указанный разбаланс влечет для заявителя - ООО "Адыгрегионгаз" убытки, которые по итогам 2005 г. составят порядка 19 млн. 120 тыс. рублей.
Представитель заявителя - ОАО "Адыггаз" в своем выступлении поддержал требования представителя ООО "Адыгрегионгаз", просит удовлетворить заявление.
Представитель Кабинета Министров Республики Адыгея представил в судебное заседание письменный отзыв на заявление, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование своих возражений указывает, что оспариваемое постановление разрабатывалось при участии заявителя ООО "Адыгрегионгаз". Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея 23 декабря 2004 г. были запрошены у ООО "Адыгрегионгаз" расчеты норм газопотребления.
21 января 2005 г. ООО "Адыгрегионгаз" представило в министерство расчеты норм газопотребления. Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, рассмотрев представленные расчеты, установило, что ООО "Адыгрегионгаз" руководствовалось не действующими на момент расчета данными.
В связи с чем министерством был проведен сравнительный анализ расчетов, выполненных ООО "Адыгрегионгаз", и собственных расчетов, результаты которого были направлены в ООО "Адыгрегионгаз" для рассмотрения и внесения согласованных предложений Комиссии по проверке обоснованности тарифов на ЖКУ и норм потребления населением природного газа.
Представитель Кабинета Министров Республики Адыгея указал, что при рассмотрении расчетов Комиссией представитель ООО "Адыгрегионгаз" сообщил, что возражений по расчетам, произведенным министерством, у него нет.
Представитель Кабинета Министров Республики Адыгея в судебном заседании указал, что признает требования заявителей в части вынесения оспариваемого нормативного акта неуполномоченным органом, просит в удовлетворении заявления отказать на том основании, что оспариваемое постановление было приведено в соответствие с федеральным законодательством путем принятия Кабинетом Министров Республики Адыгея Постановления N 86 от 16.05.2005 г. "О признании утратившим силу п. 1 постановления Кабинета Министров РА от 29.03.2005 г. N 54" и на том основании, что согласование норм потребления природного газа с ООО "Адыгрегионгаз" было проведено при принятии оспариваемого постановления.
В материалы дела заявителями представлены копии оспариваемого постановления, приложения NN 1, 2, 3 к оспариваемому постановлению, копия газеты "Советская Адыгея" N 64 от 31 марта 2005 г. с опубликованным текстом оспариваемого постановления.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены копии Постановления Кабинета Министров РА N 86 от 16.05.2005 г. "О признании утратившим силу п. 1 постановления Кабинета Министров РА от 29.03.2005 г. N 54", сопроводительного письма от 21 января 2005 г. генерального директора ООО "Адыгрегионгаз" с приложением расчетов газопотребления в Республике Адыгея, сопроводительное письмо от 14 февраля 2005 г. министра экономического развитая и торговли Республики Адыгея с приложениями расчетов газопотребления, письмо заместителя генерального директора ООО "Адыгрегионгаз" от 1 марта 2005 г., протокола заседания комиссии по расчету экономически обоснованных норм расхода газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды от 24 - 25 февраля 2005 г., протокола N 2 заседания комиссии по расчету экономически обоснованных норм расхода газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды от 4 марта 2005 г.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, 29.03.2005 г. Кабинет Министров Республики Адыгея принял постановление N 54 "О нормах потребления природного газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды при отсутствии приборов учета газа" (далее - постановление). Указанное постановление было опубликовано 31 марта 2005 г. в газете "Советская Адыгея" N 64.
Принятие оспариваемого постановления привело, по мнению заявителей, к значительному разбалансу газа, который возник в результате того, что объем газа, поступающий в Республику Адыгея и определенный по приборам учета, гораздо выше суммы объемов газа, определенных по приборам учета потребителей, и объемов газа, определенных по установленным оспариваемым нормам потребления.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление, выслушав стороны, Арбитражный суд Республики Адыгея считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из анализа указанных норм видно, что нормативы потребления природного газа утверждаются органами местного самоуправления, а не органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Кабинет Министров вышел за рамки предоставленной ему компетенции и принял нормативный акт, относящийся к предмету ведения органов местного самоуправления.
Кабинет Министров признает, что принятый им нормативный акт - Постановление от 29 марта 2005 г. N 54 "О нормах потребления природного газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды при отсутствии приборов учета газа" противоречит федеральному законодательству.
При этом не соответствует действительности заявление представителя Кабинета Министров Республики Адыгея о приведении в соответствие с федеральным законодательством оспариваемого постановления путем принятия Постановления N 86 от 16.05.2005 г. "О признании утратившим силу п. 1 постановления Кабинета Министров РА от 29.03.2005 г. N 54".
Пункт 1 Постановления Кабинета Министров N 86 от 16.05.2005 г. "О признании утратившим силу п. 1 постановления Кабинета Министров РА от 29.03.2005 г. N 54" гласит "Признать утратившим силу п. 1 постановления Кабинета Министров РА от 29.03.2005 г. N 54 "О нормах потребления природного газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды при отсутствии приборов учета газа".
В то же время в п. 2 указанного постановления сказано, что "Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу решений органов местного самоуправления об утверждении нормативов потребления природного газа при отсутствии приборов учета".
Из этого следует, что Постановление N 86 от 16.05.2005 г. "О признании утратившим силу п. 1 постановления Кабинета Министров РА от 29.03.2005 г. N 54" принято под отлагательным условием, наступление или не наступление которого зависит от действий органов местного самоуправления.
К моменту судебного разбирательства из девяти муниципальных образований Республики Адыгея свои нормы потребления газа утвердили только семь муниципальных образований.
То есть оспариваемое постановление продолжает действовать на территории двух муниципальных образований в своем первоначальном виде, который, как признает сам Кабинет Министров, противоречит федеральному законодательству.
Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из реально использованных объемов коммунальных услуг (потребленной холодной и горячей воды, электрической энергии, газа, отопления) или из усредненных показателей потребления коммунальных услуг, выработанных статистическим путем.
Статьей 4 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 г. N 719 "О порядке установления норм потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов" нормы потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов, устанавливаются в соответствии с расчетами, представляемыми соответствующими территориальными предприятиями по газификации и эксплуатации газового хозяйства.
Как видно из представленных Кабинетом Министров протоколов заседания комиссии по расчету экономически обоснованных норм расхода газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды от 24 - 25.02.2005 г. и от 04.03.2005 г., окончательный размер всех норм потребления так и не был согласован ООО "Адыгрегионгаз".
ООО "Адыгрегионгаз", согласно приказу N 6 от 8 февраля 2000 г. Адыгейского территориального Управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, является единственным поставщиком газа потребителям Республики Адыгея.
Согласно представленной в материалы дела заинтересованным лицом - Кабинетом Министров Республики Адыгея копии протокола заседания комиссии по расчету экономически обоснованных норм расхода газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды от 24 - 25 февраля 2005 г. представитель ООО "Адыгрегионгаз" - заместитель генерального директора по финансам А. М. Хапаев указал в своем выступлении, что согласен с тремя из пяти рассматриваемых комиссией нормативов потребления газа.
При обозрении в судебном заседании суд установил, что указанный протокол не подписан представителем ООО "Адыгрегионгаз", в связи с чем не принимается судом как доказательство произведенного согласования с представителем ООО "Адыгрегионгаз".
Согласно представленной копии протокола N 2 заседания комиссии по расчету экономически обоснованных норм расхода газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды от 4 марта 2005 г. представитель ООО "Адыгрегионгаз" возражал против принятия норм потребления газа в установленных оспариваемым постановлением размерах.
ОАО "Адыггаз", которое является единственной газораспределительной организацией в Республике Адыгея, не привлекалось к участию в заседаниях указанных комиссий, с ОАО "Адыггаз" не проводилось согласование норм расхода газа населением Республики Адыгея.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Адыгея подтвердил, что ОАО "Адыггаз" не принимало участие в согласовании норм потребления газа населением Республики Адыгея.
По мнению суда, пункты 1 и 3 оспариваемого постановления приняты в нарушение предоставленной Кабинету Министров Республики Адыгея компетенции и порядка принятия норм потребления сетевого газа, то есть без учета расчетов заявителей.
Также суд считает, что ранее действовавшие пункты 2 и 3 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 декабря 2004 г. N 220 "Об утверждении розничных цен на природный газ, используемый населением для бытовых нужд на 2005 год, с учетом установления временных норм расхода природного газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды при отсутствии приборов учета газа" были приняты в надлежащем порядке и уполномоченным на тот момент органом и возобновление их действия позволит избежать правовой неопределенности в тех муниципальных образованиях, в которых не были приняты собственные нормы потребления природного газа.
При подаче заявления об оспаривании нормативного правового акта заявителями была уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В связи с тем, что заявление об оспаривании нормативного правового акта удовлетворено, государственная пошлина подлежит возврату заявителям, так как Кабинет Министров Республики Адыгея освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Адыгея решил:
Признать пункты 1, 3 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея N 54 от 29.03.2005 г. "О нормах потребления природного газа населением Республики Адыгея на бытовые нужды при отсутствии приборов учета газа" не соответствующими ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 г. N 719 "О порядке установления норм потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов" и недействующими.
Обществу с ограниченной ответственностью "Адыгрегионгаз" выдать справку о возврате 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом порядке.
Председательствующий |
М. А. Афашагов |
Судьи |
Р. Р. Хачак |
Б. А. Шагуч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27 октября 2005 г.
Текст Решения опубликован в газете "Советская Адыгея", N 249 от 24 декабря 2005 г.