город Майкоп |
от 20 апреля 2003 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Купина В. А., судей Хазешук Н. А., Шадже А. М., заслушав в судебном заседании заключение судьи Хазешук Н. А., проводившей на основании статьи 41 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение запроса исполняющего обязанности главы муниципального образования "Город Адыгейск" о соответствии пункта 5 статьи 54 Устава муниципального образования "Город Адыгейск" пункту 4 статьи 94 Конституции Республики Адыгея, установил:
1. В Конституционный Суд Республики Адыгея поступил запрос исполняющего обязанности главы муниципального образования "Город Адыгейск" Мугу Тембота Рамазановича о проверке конституционности пункта 5 статьи 54 Устава муниципального образования "Город Адыгейск", устанавливающего досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования "Город Адыгейск", и соответствии его пункту 4 статьи 94 Конституции Республики Адыгея, согласно которому порядок формирования, организации, деятельности и полномочия органов местного самоуправления определяются федеральными законами, законами Республики Адыгея и уставом муниципального образования.
В своем запросе исполняющий обязанности главы муниципального образования "Город Адыгейск" Мугу Т. Р. просит проверить конституционность названного положения Устава в части обнаружившейся неопределенности в вопросе досрочного прекращения полномочий главы города Адыгейска.
Заявитель считает, что досрочное прекращение полномочий должностного лица местного самоуправления с нарушением порядка и процедуры досрочного прекращения его полномочий противоречит части 7 статьи 21 Закона Республики Адыгея N 178 от 3 июня 2000 года "О статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления".
Кроме того, в дополнении к запросу заявитель ссылается на то, что на сессии Совета народных депутатов города Адыгейска 17 февраля 2005 года вопрос о досрочном прекращении полномочий главы города не набрал необходимого числа голосов, а 15 марта 2005 года, не проголосовав за данный вопрос, Совет народных депутатов принял постановление об отставке главы муниципального образования "Город Адыгейск" со ссылкой на то, что Межрайонная прокуратура опротестовала пункт 5 статьи 54 Устава муниципального образования "Город Адыгейск", утвержденного постановлением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Адыгейск" от 26 июля 2002 года N 139, хотя положения Устава в части досрочного прекращения полномочий главы города, по их мнению, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея.
2. Возможность установления исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления предусматривается нормами международного права. В соответствии со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления, вступившей в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года, "под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".
В Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статьи 130 - 133 Конституции Российской Федерации, статьи 92 - 95 Конституции Республики Адыгея).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующего на момент рассмотрения запроса, местное самоуправление в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. А в силу пункта 9 части 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования.
В развитие названного положения Законом Республики Адыгея от 3 июня 2000 года N 178 "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления" порядок и процедура досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Адыгея" (часть 4 статьи 21).
В Законе Республики Адыгея от 8 октября 1997 года N 54 "О местном самоуправлении" закреплено, что в уставе муниципального образования должны указываться основания и порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (пункт 9 части 1 статьи 7).
3. Анализ оспариваемого положения Устава муниципального образования "Город Адыгейск" во взаимосвязи с нормами Конституции Республики Адыгея, регулирующими вопросы местного самоуправления, а также Законов Республики Адыгея "О местном самоуправлении", "О статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления" показал, что устав муниципального образования должен предусматривать основания и виды ответственности органов местного самоуправления, основания и порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Кроме того, согласно части 7 статьи 21 Закона Республики Адыгея "О статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления" досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления с нарушением порядка и процедуры досрочного прекращения его полномочий, установленных уставом муниципального образования и законами Республики Адыгея, не допускается.
Исходя из вышеизложенного, Конституционным Судом Республики Адыгея не установлено какой-либо неопределенности оспариваемого положения Устава. Так как в пункте 7 статьи 54 Устава в соответствии с требованием федерального законодательства и Республики Адыгея предусмотрено досрочное прекращение полномочий главы города при наличии обвинительного приговора, вступившего в законную силу в отношении главы администрации.
Разрешая вопрос о принятии к рассмотрению вышеназванного запроса, с учетом части 2 статьи 36 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определяет, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемого положения Устава нормам Конституции Республики Адыгея.
Поскольку, в данном случае, такая неопределенность отсутствует, данный запрос не может быть принят к рассмотрению.
Заявитель в своем запросе оспаривает не конституционность нормативного акта, а саму процедуру его исполнения, что не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Адыгея.
Вместе с тем, разрешая спор о порядке и процедуре досрочного прекращения полномочий главы города, следует помнить о том, что в случае противоречия норм зарегистрированного устава муниципального образования новым нормам законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея нормы устава муниципального образования приводятся в соответствие с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея в течение трех месяцев, если иной срок не установлен федеральными законами и законами Республики Адыгея (статья 6 Закона Республики Адыгея от 26 июля 2002 года N 85 "О порядке государственной регистрации Устава муниципального образования В Республике Адыгея").
4. Кроме того, заявитель настаивает на разъяснении и толковании положения Устава и соответствия его законам Республики Адыгея, что противоречит Конституции Республики Адыгея и Закону Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея".
Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея и подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" Конституционный Суд Республики Адыгея по запросам глав муниципальных образований разрешает дела о соответствии Конституции Республики Адыгея уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов. Конституционный Суд Республики Адыгея решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов (части 2, 3 статьи 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея").
Следовательно, Конституционный Суд Республики Адыгея может проверить соответствие законов и нормативных актов Конституции Республики Адыгея, но не может давать их толкование. Согласно пункту 3 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" Конституционный Суд Республики Адыгея дает толкование только Конституции Республики Адыгея.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 43, частью 4 статьи 71, частью 3 статьи 72.1 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса исполняющего обязанности главы муниципального образования "Город Адыгейск" Мугу Тембота Рамазановича о проверке соответствия пункта 5 статьи 54 Устава муниципального образования "Город Адыгейск" пункту 4 статьи 94 Конституции Республики Адыгея, поскольку он не отвечает требованиям допустимости, и отсутствуют основания для вынесения итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 2-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 20 апреля 2005 г. N 2-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса исполняющего обязанности главы муниципального образования "Город Адыгейск" Мугу Тембота Рамазановича о соответствии пункта 5 статьи 54 Устава муниципального образования Конституции Республики Адыгея"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", N 1, 2005 г.