Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А, судей Шиповской Т.А, Ждановой С.В, при секретаре Клинковой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-3569/2021 по иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах Панченко Б. В. к комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе комитета строительства Волгоградской области
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2021 года, которым постановлено:
исковые требования Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах Панченко Б. В. к комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда - удовлетворить;
возложить на комитет строительства Волгоградской области обязанность предоставить Панченко Б. В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений, на территории Камышинского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А, пояснения прокурора Скуратовой И.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор Камышинского района Волгоградской области обратился в суд в интересах Панченко Б.В. с иском к комитету строительства Волгоградской области о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указал, что Панченко Б.В. является лицом из числа детей-сирот, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В нарушение требований законодательства до настоящего времени Панченко Б.В. жильем не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ответчика предоставить Панченко Б.В. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Камышинского муниципального района.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет строительства Волгоградской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
По доводам жалобы выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение. Указывает, что жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно очередности; до предоставления в установленном законом порядке жилого помещения возможно предоставление жилого помещения маневренного фонда, однако истец в комитет по указанному вопросу не обращался, поэтому на момент вынесения решения права Панченко Б.В. ответчиком не нарушены.
В заседание суда апелляционной инстанции Панченко Б.В, представитель комитета строительства Волгоградской области, представитель комитета социальной защиты населения Волгоградской области не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства, а также фактическими обстоятельствами дела.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 г. N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
На территории Волгоградской области органом, на который возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, является комитет строительства Волгоградской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Панченко Б.В, относится к категории лиц из числа детей-сирот, включен в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по Волгоградской области (N "... ") и по Камышинскому району (N "... ").
На момент разрешения спора Панченко Б.В. жилым помещением не обеспечен, своего жилья в собственности не имеет.
Согласно уведомлению, предоставленному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах Панченко Б.В. на объекты недвижимого имущества на территории Волгоградской области отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, пришел к правильному выводу о том, что Панченко Б.В, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющий жилого помещения, должен быть обеспечен жилым помещением, обязанность по предоставлению которого лежит на ответчике.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку истец включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2021 году, у ответчика уже имеется обязанность по предоставлению истцу жилого помещения с учетом очередности, ответчик не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в том числе путём проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья, убедительными к отмене решения суда не являются, поскольку в силу закона на ответчика возложена обязанность по предоставлению вне очереди жилья лицам, вышеуказанной категории. Между тем, ответчик обязанность по обеспечению истца жильем не исполнил.
Тот факт, что Панченко Б.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращался к ответчику, на которого соответствующие полномочия возложены в настоящее время, не является основанием для отмены решения суда, поскольку истец обратился с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лицо, включенное в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Кроме того, толкование положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указывает, что по общему правилу (абзац 2 пункт 1 статьи 8) жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Абзац третий пункта 1 статьи 8 указанного закона, указывая на заявительный порядок обращения, предусматривает возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории.
Таким образом, отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что для исполнения решения необходим срок для проведения мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия также находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета строительства Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.