Кассационное определение Верховного суда Республики Адыгея
от 13 февраля 2007 г.
(извлечение)
г. Майкоп
13 февраля 2007 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея рассмотрела в судебном заседании 13 февраля 2007 года дело по частной жалобе адвоката - представителя на определение судьи Майкопского городского суда от 25 декабря 2006 г., которым постановлено:
- возвратить З.Р.А. заявление в интересах Г.А.А., к в/ч 09332 о взыскании компенсации части денежного довольствия за выполнение задач при вооруженном конфликте за его неподсудностью Майкопскому городскому суду.
Заслушав доклад судьи, объяснения , полагавшего определение суда подлежащим отмене ввиду его необоснованности, судебная коллегия установила:
Адвокат З.Р.А. обратился в суд в интересах Г.А.А. к Войсковой части 09332 о взыскании компенсации (части денежного довольствия) за выполнение задач при вооруженном конфликте.
В обоснование указал, что он проходил военную службу по контракту в 558 отдельном мотострелковом батальоне в пункте постоянной дислокации в г. Майкопе. В период прохождения военной службы был прикомандирован к части международной организации - Коллективным силам по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии Республика Грузия. В зоне Грузино-Абхазского вооруженного конфликта он пробыл с 27 ноября 2002 года по 17 декабря 2003 года, всего 384 дня. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" он имеет право на получение соответствующих компенсаций. Во время выполнения задач в составе в/ч 03769 ему выплачивалась компенсация в размере 100 рублей в день - исходя из размера суточных. В настоящее время выплачивается компенсация из нормы суточных, установленных на территории Республики Грузия в долларах США. Поскольку ему выплачивались суточные, установленных для выплаты на территории Российской Федерации, а территория Грузии не входит в РФ, полагал, что его право на получение денежного содержания в надлежащем размере нарушено.
Просил взыскать с ответчика 344 492, 40 рублей - невыплаченную часть компенсации за выполнение задач при вооруженном конфликте.
Суд принял изложенное выше определение.
В частной жалобе представитель истца адвокат З.Р.А. просит отменить определение суда и направить дело в суд для рассмотрения по существу. При этом ссылается на то, что судом неправильно истолкованы понятия "исковое заявление" и просто "заявление", что привело к необоснованному возврату искового заявления. Полагает, что для исковых заявлений не предусмотрены законом ограничения в части их подачи не в специализированный суд (военный), а потому лицо, уволенное с военной службы, имело право на подачу иска в суд общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия считает, что определение судьи подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых дело отнесено законом.
Положениями п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" предусмотрено, что в соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).
Таким образом, из смысла вышеуказанной нормы закона следует, что военным судам подсудны споры по обстоятельствам, хотя и возникшим после увольнения военнослужащего из Вооруженных Сил, но неразрывно связанным с правоотношениями, сложившимися в период прохождения военной службы.
Судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правоотношения по невыплате истцу части денежного довольствия возникли в период прохождения им военной службы, а потому спор подлежит разрешению военным судом, а не судом общей юрисдикции.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 374, 375 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
определение судьи Майкопского городского суда от 25 декабря 2006 года оставить без изменения, а частную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Верховного суда Республики Адыгея от 13 февраля 2007 г.
Текст Определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании