Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Брыкова И.И, судей Бирюковой Е.Ю, Тереховой Л.Н, при секретаре Кехтер А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании от 7 июля 2021 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области на решение Каширского городского суда Московской области от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Московской области к Юченкову Александру Павловичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, заслушав доклад судьи Тереховой Л.Н, объяснения явившихся лиц, УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 18 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Юченкову А.П. и с учетом уточнений просила взыскать задолженность по земельному налогу за 2018г. в размере 1092.00 рублей; пени по земельному налогу за 2018г. в размере 12.55 рублей, а всего на общую сумму 1104.55 рублей.
Решение Каширского городского суда Московской области от 21 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная ИФНС России N 18 по Московской области в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит принять новое решение, которым удовлетворить требования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Юченков А.П. явился, просил решение оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на официальном сайте Московского областного суда, в силу ст. 150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Из материалов дела следует, что в Межрайонную ИФНС России N 18 по Московской области поступили сведения о том, что Юченков А.П. является собственником земельного участка площадью 1001 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", предоставленного под индивидуальную жилую застройку, расположенного по адресу: "данные изъяты" (л.д. 40).
Согласно налоговому уведомлению от 23.08.2019 "данные изъяты" Юченкову А.П. исчислен земельный налог за 2018г. в размере 5112, 00 руб. с применением повышающего коэффициента - 2 (л.д. 31-32). 20.09.2019 административным истцом на основании ст. 52 НК РФ административному ответчику было направлено вышеуказанное налоговое уведомление по сроку уплаты не позднее 02.12.2019, что подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика (л.д. 33).
Из квитанции, выданной ДО "Каширский" Банка "Возрождение" (ПАО) следует, что 02.12.2019 административным ответчиком произведена оплата земельного налога за 2018г. в размере 2556, 00 руб. (л.д. 70).
Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате земельного налога налогоплательщиком в полном объеме исполнена не была, то на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России N 18 по Московской области в адрес Юнченкова А.П. направила 30.12.2019 требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 25.12.2019 "данные изъяты" на сумму недоимки по земельному налогу 2556, 00 руб. и пени в размере 12, 55 руб. с указанием срока уплаты до 05.02.2020 (л.д. 12-13).
Согласно представленному административным истцом расчету, пени по земельному налогу в размере 12, 55 руб. начислены за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 (л.д. 14).
Требования Инспекции административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, на основании которого 10.07.2020 и.о. мирового судьи судебного участка "данные изъяты" мировым судьей судебного участка "данные изъяты" Каширского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ "данные изъяты"а-999/2020, с учетом определения от 29.03.2021 об исправлении описки в судебном приказе, о взыскании с Юченкова А.П. пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, недоимки по земельному налогу за 2018г. и пени (л.д. 45, 60-61 приобщенного административного дела "данные изъяты"а-999/2020).
В связи с поступившими от Юченкова А.П. возражениями определением и.о. мирового судьи судебного участка "данные изъяты" мирового судьи судебного участка "данные изъяты" Каширского судебного района Московской области от 21.08.2020 судебный приказ "данные изъяты"а-999/2020 от 10.07.2020 отменен (л.д. 53 приобщенного административного дела "данные изъяты"а-999/2020).
С учетом уточнений истец просит взыскать задолженность по налогу в сумме 1092, 00 рублей.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что поскольку с даты государственной регистрации права собственности административного ответчика на спорный земельный участок, предоставленный ему для индивидуального жилищного строительства, не истекло 10 лет, то, применение налоговым органом при исчислении Юченкову А.П. земельного налога за 2018г. повышающего коэффициента 2, предусмотренного пунктом 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ, необоснованно.
При этом исходил из того, что 26.12.2011 Управлением Росреестра по Московской области зарегистрировано право собственности Юченкова А.П. на спорный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования - под индивидуальную жилую застройку, запись регистрации "данные изъяты" от 26.12.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2011 (л.д. 76).
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1-4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей. При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
С учетом указанных норм права и разъяснений постановления Пленума на административном ответчике лежит обязанность по уплате земельного налога, поскольку Юченкову А.П. на основании государственного акта на право пользования землей от 22.01.1992 "данные изъяты", в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 0, 1 га для строительства индивидуального жилого дома по адресу: "данные изъяты", согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28.10.2011, спорный земельный участок 22.01.1992 был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый "данные изъяты", площадь участка - 1001 кв.м, вид права - постоянное бессрочное пользование, границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, имеются основания полагать, что судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска о взыскании в пользу истца с Юченкова А.П. задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 1092, 00 рублей и пени за 2018 год в сумме 12, 55 рублей, начисленные за период с 03.12.2019 по 24.12.2019.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каширского городского суда Московской области от 21 апреля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Юченкова Александра Павловича в пользу Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 1092, 00 рублей и пени за 2018 год в сумме 12, 55 рублей, начисленные за период с 03.12.2019 по 24.12.2019.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.