Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н, судей Курлаевой И.В, Цыцаркиной С.И, при секретаре - помощнике судьи Налапкине А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 марта 2021 года апелляционную жалобу Сериковой Г.П. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 года по делу по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Дмитрову Московской области к Сериковой Г. П. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015-2018 годы.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н, установила:
ИФНС России по г. Дмитрову Московской области 17.08.2020 (л.д. 3) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сериковой Г.П. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере "данные изъяты" руб, пени на данную недоимку в размере "данные изъяты". за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в размере "данные изъяты" руб, за 2016 год - "данные изъяты" руб, за 2017 год - "данные изъяты" руб, данные пени рассчитаны за период с 25.02.2019 по 09.07.2019.
Требования мотивировала тем, что в налоговые периоды 2015-2018 годов Серикова Г.П, как собственник пяти земельных участков на территории Дмитровского района Московской области, являлась плательщиком земельного налога. По месту жительства ответчику направлялось налоговое уведомление, затем - требование об уплате недоимки и пени; налоговая обязанность в заявленной в иске сумме до настоящего времени не исполнена. Выданный мировым судьей 20.04.2020 судебный приказ отменен 12.05.2020 в связи с поступившими от ответчика возражениями.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 года требования налогового органа удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Серикова Г.П. просит об отмене данного решения, ссылаясь на то, что суд рассмотрел дело в ее отсутствие, налоговый орган неправомерно начислил налог за земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" исходя из ставки в 1, 5%, в то время как данные участки предназначены для размещения объектов коммунального хозяйства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились; учитывая положения части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что в налоговый период 2018 года Серикова Г.П. являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" (доля в праве 100%), "данные изъяты" (доля в праве 100%), "данные изъяты" (доля в праве 15/150), "данные изъяты" (доля в праве ?) и "данные изъяты" (доля в праве 15/150), расположенных в Дмитровском районе Московской области.
Налоговая база по земельному налогу определяется в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В соответствии со статьей 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом было сформировано и направлено Сериковой Г.П. посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика в сети "Интернет" налоговое уведомление "данные изъяты" от 23.08.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019 земельного налога за 2018 год в размере "данные изъяты" (л.д. 16-17, 18).
В связи с неуплатой налога в адрес Сериковой Г.П. было направлено требование "данные изъяты" по состоянию на 20.12.2019 об уплате недоимки и пени со сроком исполнения до 21.01.2020 (л.д. 7-8, 10). Частичная уплата земельного налога за 2018 год последовала только 06.03.2020 в сумме "данные изъяты" руб.
Кроме того, решением Дмитровского городского суда Московской области от 25.12.2019 по делу N 2а-3342/2019 с Сериковой Г.П. в пользу ИФНС России по г. Дмитрову Московской области была взыскана недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере "данные изъяты" руб, за 2016 год в размере "данные изъяты" руб, за 2017 год в размере "данные изъяты" руб, а также пени на данную недоимку за период с 03.12.2018 по 25.02.2019 (л.д. 42-48).
В связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015-2017 годы Сериковой Г.П. были начислены пени за период с 25.02.2019 по 09.07.2019 на общую сумму "данные изъяты" руб, об уплате которых в срок до 25.10.2019 налогоплательщику направлено требование "данные изъяты" по состоянию на 10.07.2019 (л.д. 11-12, 10). Расчеты пеней представлены в материалы дела, являются верными.
До настоящего времени недоимка и пени в заявленные в иске суммах Сериковой Г.П. не уплачены.
Выданный мировым судьей 20.04.2020 судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен 12.05.2020 в связи с поступившими от ответчика возражениями.
В силу пункта 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Учитывая, что на момент разрешения спора по существу обязанность по уплате налогов и пени в заявленной в иске сумме административным ответчиком исполнена не была, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный ИФНС России по г. Дмитрову Московской области административный иск.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Довод апелляционной жалобы Сериковой Г.П. о том, что по объективным причинам она не смогла присутствовать в судебном заседании после перерыва, объявленного 22.10.2020, не опровергает правомерность обжалуемого судебного акта: в силу части 2 статьи 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной; кроме того, в судебном заседании 22.10.2020 Серикова Г.П. присутствовала, в полном объеме довела до сведения суда свою позицию, после перерыва 10.11.2020 заседание продолжилось со стадии реплик.
Довод апеллянта о том, что налоговый орган неправомерно начисляет налог за земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" исходя из ставки в 1, 5%, в то время как данные участки предназначены для размещения объектов коммунального хозяйства, не может быть принят во внимание в силу нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" имеют категорию "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования "земли общего пользования".
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Так, в соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0, 3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 30.05.2008 N 32/17 "О земельном налоге на территории городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области" (регулировало ставки земельного налога по 2018 год включительно) установлены следующие налоговые ставки:
0, 3 процента - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1, 5 процента - в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению; в отношении прочих земельных участков.
0, 8 процента - земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, используемые под спортивно-туристический комплекс.
Налоговое законодательство не содержит понятий жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Между тем, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Так, согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В силу пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Административный ответчик в нарушение положений части 1 статьи 62 КАС РФ не представил суду ни первой, ни апелляционной инстанции доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2018 были заняты жилищным фондом либо объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса либо что был в установленном порядке изменен ВРИ данных земельных участков.
Правомерность применения ставки в 1, 5% при расчете земельного налога за 2015-2017 годы установлена вступившим в законную силу решением Дмитровского городского суда Московской области от 25.12.2019 по делу N 2а-3342/2019.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сериковой Г.П. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.