Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Навроцкой Н.А.
при помощнике судьи Филатовой К.П.
с участием: прокурора Демкиной Е.Н, представителя административного истца Негря Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1283/2020 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов, УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в Самарский областной суд с иском к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, указывая, что правовой статус Банка России установлен статьей 75 Конституции РФ, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В соответствии с определенными Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации" целями деятельности, функциями и полномочиями банка России, получение прибыли не является целью его деятельности. Уставный капитал Банк России и иное имущество признаются собственностью РФ, в отношении которой Банк России реализует полномочия в области владения, пользования и распоряжения в соответствии с установленными целями его деятельности. Банк России является публичным юридическим лицом, а предоставленные банку полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. То есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.
Отделения Банка России являются территориальными учреждениями Банка России - обособленными подразделениями Банка России, осуществляющими часть его функций на территории субъекта РФ и входящие в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица. Выполняемые ими функции свидетельствуют о том, что отделения банка ведут административную (управленческую) деятельность, а не коммерческую.
Принадлежащие Банку объекты с кадастровым номером:
N - нежилое здание Центрального банка Российской Федерации по адресу: "адрес";
- N - Служебное здание Центрального банка Российской Федерации по адресу; "адрес";
- N - Нежилое здание Центрального банка Российской Федерации по адресу: "адрес";
- N - Служебное здание Центрального банка Российской Федерации по адресу: "адрес";
- N - Бокс для инкассаторских машин Главного управления Банка России по Самарской области по адресу: "адрес";
- N - Административное здание ГРКЦ Центрального банка Российской Федерации по адресу: "адрес";
- N - Административное здание Центрального банка Российской Федерации по адресу: "адрес";
- N - Административное здание по адресу: "адрес" ;
- N - Административное здание по адресу: "адрес";
- N - Административное здание РКЦ по адресу: Самарская область, г. Тольятти, "адрес";
- N - Служебное здание Центрального банка Российской Федерации по адресу: "адрес";
- N - Здание Центрального банка Российской Федерации по адресу: "адрес";
- N - Административное здание по адресу: "адрес" ;
- N - Здание гаража на 5 автомашин по адресу: "адрес"/133;
- N - Здание подстанции по адресу: "адрес"/2 являются федеральной собственностью и не входят в перечень, установленный статьей 378.2 НК РФ.
Включение указанных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год", утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 является необоснованным, неправомерным.
Министерство отказало банку в удовлетворении обращения об исключении из Перечня указанных объектов недвижимости, указав, что данное имущество не учитывается, поскольку необходимость исключения данных объектов недвижимого имущества из Перечня отсутствует, так как их нахождение в Перечне не влечет никаких правовых последствий для деятельности хозяйствующего субъекта. Включение недвижимого имущества в Перечень, по мнению административного истца порождает правовые последствия в виде возникновения права у налоговых органов, исчислить и выставить налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, что явно нарушает права и законные интересы Банка России и порождает состояние правовой неопределенности.
Просит признать недействующим со дня принятия пункт 2805, 3869, 4477, 4478, 4480, 4482, 4483, 6739, 7209, 8445, 11803, 15752, 16928, 16929, 16930 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Негря Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседания не явился, предоставил возражения, считает требования незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Объекты включены в перечень исходя из вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего размещение на нем офисных зданий коммерческого, делового назначения, исходя из наименования здания, позволяющего отнести его к объектам административного назначения. Кроме того отметил, что поскольку отсутствуют правовые последствия для деятельности хозяйствующего субъекта, принятый министерством Перечень не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и документам технического учета должны быть безусловными, бесспорными.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Оспариваемый приказ издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом. По мотивам соблюдения министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к его форме, процедуре принятия, правил введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу не оспаривается.
В указанный Перечень на 2021 г. включены следующие объекты недвижимости с кадастровыми номерами:
- под номером 4477 - нежилое здание Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
-под номером 4478 служебное здание Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N по адресу; "адрес"
-под номером 4482 нежилое здание Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
-под номером 4480 служебное здание Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
-под номером 4483 бокс для инкассаторских машин Главного управления Банка России по Самарской области с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
-под номером 2805 административное здание ГРКЦ Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
- под номером 7209 административное здание Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
-под номером 3869 административное здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
-под номером 6739 административное здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
- под номером 8445 административное здание РКЦ по адресу: Самарская область, г. Тольятти, с кадастровым номером - N "адрес"
- под номером 11803 служебное здание Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
- под номером 15752 здание Центрального банка Российской Федерации с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
- под номером 16929 административное здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
- под номером 16930 здание гаража на 5 автомашин с кадастровым номером - N по адресу: "адрес"/ 1
-под номером 16928 здание подстанции с кадастровым номером N по адресу: "адрес"/2
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статья 378.2 НК РФ регламентирует особенности определения налоговой базы из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 июня 2020 года N 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" уставный капитал и иное имущество банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом N 86-ФЗ, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом банка России, включая золотовалютные резервы банка России.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты недвижимости принадлежат административному истцу на праве владения, пользования и распоряжения, то есть на ином праве, отличном от права собственности или права хозяйственного ведения.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 375 НК РФ в отношении имущества Банка России, не находящегося в его собственности и хозяйственном ведении (имущество находится в федеральной собственности), не применяются. Банк России определяет налоговую базу исходя из среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ.
В связи с этим включение перечисленных в иске объектов недвижимости в Перечни противоречит действовавшему законодательству.
Кроме того, объекты недвижимости, указанные в иске, не отвечают признакам объектов налогообложения, перечисленным в статье 378.2 НК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Российская Федерация в лице Центрального банка РФ является собственником указанных выше объектов, что подтверждаются выписками из ЕГРН об объекте недвижимости.
Указанные объекты недвижимости были включены министерством имущественных отношений Самарской области в Перечни на основании поступивших из Управления Росреестра по Самарской области сведений об их наименовании "административное", а также вида разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем такие критерии для включения объектов недвижимости в перечни законодательством не предусмотрены. Назначение зданий - "нежилое" и содержащееся в наименовании зданий указание "административное" не свидетельствует о том, что данные здания являются административно-деловыми центрами и торговыми центрами в смысле статьи 378.2 НК РФ
В ходе рассмотрения дела установлено, что здание с кадастровым номером - N, площадью 6025, 9 кв.м, назначение - нежилое, наименование - нежилое здание Центрального банка РФ, расположено по адресу: Самарская область, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - под банковский комплекс.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих помещений (комнат): вентиляционных камер, санузлов, коридоров, лифтерных, лестниц, подсобных помещений, предкладовых, кладовых, складов, помещений, кабинетов, овощного цеха, мясного цеха, обеденных залов, комнаты уборщицы, моечных, кондитерской, душевых, электрощитовых, лифтов, охраны, помещения для курения, бюро пропусков, вестибюля, контрольных тамбур-шлюзов, вентшахт, конференцзала, медкабинетов, кассы, серверной, зала совещаний.
Здание с кадастровым номером N, площадью 742, 1 кв.м. назначение - нежилое, наименование - служебное здание Центрального банка РФ, расположено по адресу: Самарская область, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - под банковский комплекс.
По документам технического учета указанное нежилое здание состоит из нежилого помещения с назначением частей помещений (комнат): санузлы, коридоры, архивное хранилище, кабинет.
Здание с кадастровым номером N, площадью 187, 4 кв.м. назначение - нежилое, наименование - нежилое здание Центрального банка РФ, расположено по адресу: Самарская область, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - под банковский комплекс.
Из документов технического учета усматривается, что указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): склады, коридоры, мастерская, душевая, санузлы.
Здание с кадастровым номером N, площадью 600, 5 кв.м, назначение - нежилое, наименование - нежилое здание Центрального банка РФ, расположено по адресу: Самарская область, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - под банковский комплекс.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): коридоры, технические помещения, лестницы, кабинеты, санузлы, бытовые комнаты, подсобные помещения.
Здание с кадастровым номером N, площадью 182, 6 кв.м, назначение - нежилое, наименование - Бокс для инкассаторских машин Главного управления Центрального банка РФ, расположено по адресу: Самарская область, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - под банковский комплекс.
Из документов технического учета следует, что указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): смотровой коридор, санузел, кладовая, служебное помещение, бокс.
Таким образом, по сведениям ЕГРН и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение вышеуказанных нежилых зданий не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Не предусматривает размещение указанных видов объектов и земельный участок с кадастровым номером N с расположенными на нем нежилыми зданиями с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, имеющий вид разрешенного использования "под банковский комплекс", находящийся в собственности Российской Федерации, согласно выписке из ЕГРН.
Здание с кадастровым номером N, площадью 1722, 1 кв.м, назначение - нежилое, наименование - административное здание, расположено по адресу: Самарская область, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0715001:839, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - под административное здание Старо-Загорского РКЦ.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): вент. камеры, бункеры, тамбуры, коридоры, умывальник, душ, туалеты, кабинеты, лестничные клетки, пред. кладовая, комната перерасчета денег, отделение внутри банковских операций, архив, буфет, кладовая ценностей, кассовые кабины, моечная, кухня (подсобная буфета), раздевалки, кабинет охраны, конференцзал, ОПИОБИ, вестибюль, упсовая, кроссовая.
Здание с кадастровым номером N, площадью 9857, 8 кв.м, назначение - нежилое, наименование - административное здание РКЦ Центрального банка РФ, расположено по адресу: Самарская область, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - под зданием головного рассчетно-кассового центра.
По документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): вентиляционные камеры, слесарные мастерские, коридоры, подсобные помещения, лестничные клетки, раздевалок, комнат отдыха, электрощитовые, парная, душевые, санузлы, теплоузлы, мастерская РЦИ, конференцзал, водомерный узел, моечная, зал кондиционеров, токарная мастерская, овощехранилище, холодильная камера, разделочный цех, моечная посуды, буфет, банкетный зал, диспетчерская, кладовая, комнаты охраны, медицинские кабинеты, склад МТО, холл, машинное отделение, горячий цех, комнаты переводчика, помещение для размещения пожарного оборудования, лифтовая шахта, контрольные тамбуры-шлюзы, операционные кассы, смотровой коридор, обеденные залы, кладовая продуктов, кабинет директора, кабинет начальника отдела, комната пожаротушения, зал аппаратуры дистанционной передачи данных, кабинеты РЦИ, АТС, серверная, зал ЭВМ, Декоративный дворик, заготовочный цех, учебные классы, комната для ремонта техники, предкладовые, комната работы с радиоактивными деньгами, группа пересчета монет, группа пересчета зал для клиентов, кабинеты ГРКЦ, отделы информатики, архив, бюро пропусков, кабинет начальника охраны, кабинет начальника ГРКЦ, кабинеты зам. начальника ГРКЦ.
Здание с кадастровым номером N, площадью 1416, 6 кв.м, назначение - нежилое, наименование - административное здание Центрального банка РФ, расположено по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - государственное управление.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): основные, коридоры, санузлы, туалеты, подсобные, лестничные клетки.
Здание с кадастровым номером N, площадью 608, 10 кв.м, назначение - нежилое, наименование - административное здание, расположено по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление.
В документах технического учета отражено, что указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): комната временного хранения ДЗРЗ, шкафа, пред. кладовой, коридоров, туалетов, электро. щитовой, комнаты приема пищи, умывальной, кладовой ценностей, раздевалки кассира, складов, комнат перерасчета денег с клиентами, кассового зала банка, комнаты охраны, архива, лестницы, комнаты рабочих.
Здание с кадастровым номером N, площадью 1879, 3 кв.м, назначение - нежилое, наименование - административное здание РКЦ, расположено по адресу: Самарская область, г. Тольятти, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): вент. камеры, коридоры, санузлы, склады, архив, насосная, моечная, дебаркадер, касса перерасчета, столовая, раздевалка, кабинет начальника отдела, кладовки, предкладовые, красный уголок, пост охраны, шлюз, лестничные клетки, кабинеты.
Здание с кадастровым номером N, площадью 530 кв.м, назначение - нежилое, наименование - служебное здание ЦБ РФ, расположено по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление.
Документы технического учета содержат сведения, согласно которым указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): коридоры, помещения, лестничные клетки, холодный пристрой, санузлы, кабинеты, торговый зал, склады, кладовка.
Здание с кадастровым номером N, площадью 1038, 7 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание Центрального банка РФ, расположено по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление.
Нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): коридоры, кабинеты, лестничные клетки, спортивные залы, санитарные узлы, тамбуры, инкассаторская, туалеты, умывальники, оружейная комната, операционные залы, вестибюль, предкладовые, комнаты охраны, архивы, что подтверждено документами технического учета.
Здание с кадастровым номером N, площадью 2078 кв.м, назначение - нежилое, наименование - административное здание, расположено по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений с назначением частей помещений (комнат): коридоры, кабинеты, спецчасть, комнаты, электрощитовые, лестничные площадки, аккумуляторные, серверы, охрана, кредитный отдел, кладовка, операционный зал, ДЭС, зал для клиентов, машиносчетный отдел, узел связи, гардероб, охрана, бокс для автомашин, кассовый кабинет, пульт управления, комнаты для хранения, кредитный отдел, охрана, бухгалтерия, зал заседаний, зал ожидания, подвал.
Здание с кадастровым номером N, площадью 287, 8 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание гаража на 5 автомашин, расположено по адресу: "адрес"/133, на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление.
Из документов технического учета следует, что указанное нежилое здание состоит из следующих нежилых помещений: стоянка для автомашин, смотровая яма, мастерская, душ, санузел, туалет, коридор, комната отдыха, склады, гараж.
Здание с кадастровым номером N, площадью 4, 0 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание подстанции, расположено по адресу: "адрес"/2, на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление.
Согласно документам технического учета указанное нежилое здание состоит из нежилого помещения подстанции.
Исходя из документов технического учета, здания с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N также не могут быть отнесены к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения. Понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис".
Вышеуказанные здания расположены на земельных участках с видом разрешенного использования - общественное управление. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540, вид разрешенного использования - общественное управление (3.8) предусматривает размещение зданий, предназначенных для размещения органов и организаций общественного управления. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.8.1 - 3.8.2.
Вид разрешенного использования - государственное управление (3.8.1) предусматривает размещение зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка - общественное управление - не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
При этом, все вышеперечисленные здания специально предназначены для выполнения Банком России возложенных на него функций, в частности, для осуществления всех видов банковских операций (пункт 11 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Обследование зданий на предмет определения фактического их использования на момент утверждения Перечней административным ответчиком не проводилось.
Вместе с тем из материалов дела следует, что:
- нежилые помещения, входящие в состав служебного здания Центрального банка РФ с кадастровым номером N по адресу: "адрес" переданы по договору аренды N436-20-10-188 от 27.02.2019 г, дополнительному соглашению от 14.01.2020 во временное пользование ИП ФИО1. для осуществления предпринимательской деятельности; АНО "данные изъяты" на основании договора аренды объекта недвижимости N292 от 12.11.2013 г. и нотариусу занимающемуся частной практикой Королевой Е.В. на основании договора объекта недвижимости N291 от 12.11.2013 г.
- здание с кадастровым номером N, площадью 1722, 1 кв.м, по адресу: "адрес" передано по договору безвозмездного пользования имуществом N436-20-10-163 от 29.05.2018 г. в целях размещения "данные изъяты";
- здание с кадастровым номером N, площадью 608, 10 кв.м, по адресу: "адрес" было передано по договору аренды объекта недвижимости N436-20-10-161 от 30.07.2018 г, N436-20-10-158 от 30.07.2018 г. в целях использования для размещения "данные изъяты".
Договор расторгнут, что подтверждается соглашением о расторжении договора.
- здание с кадастровым номером N, площадью 1416, 6 кв.м, по адресу: "адрес" передано по договору безвозмездного пользования N20-11-138 от 31.01.2018 г. "данные изъяты";
-помещение площадь. 184, 10 кв.м. в здании с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" передано в аренду ГБУ ЦППМСП "Бирюза" м.р. Сергиевский, согласно договору аренды от 01.04.2021 года N 436-20-10-235, помещение площадью 103, 3 кв.м. Садиванкину С.Г. согласно договору N 436-20-10-236 от 01.01.2021
Здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"/2 согласно пояснениям представителя истца не используется.
- здание с кадастровым номером N, площадью 1038, 7 кв.м, по адресу: "адрес" передано по договору аренды объекта недвижимости N290 от 12.11.2013 г. ОАО "Сбербанк России".
Обследование зданий и помещений в нем на предмет их фактического использования административным ответчиком не проводилось.
Фактическое использование зданий, согласно предоставленной информации административным истцом, также не свидетельствует об их использовании в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Заключение банком возмездного договора по использованию части объекта (объектов) недвижимости не свидетельствует о наличии оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вместе с тем административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеуказанных зданий критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения указанных объектов в Перечень на 2021 год, не представил.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что принадлежащие Российской Федерации в лице ЦБ РФ объекты недвижимости не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
При таких обстоятельствах требования истца о признании недействующим в части нормативного правового акта подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него:
- под пунктом 4477 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 4478 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу; "адрес";
- под пунктом 4482 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 4480 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 4483 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 2805 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 7209 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 3869 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 6739 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 8445, объект - Административное здание РКЦ кадастровый номер: N по адресу: Самарская область, г. Тольятти, "адрес";
- под пунктом 11803, объект - Служебное здание Центрального банка Российской Федерации кадастровый номер: N по адресу: "адрес";
- под пунктом 15752 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 16929 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес";
- под пунктом 16930 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес"/1;
- под пунктом 16928 нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес"/2.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2021 года.
Судья: Н.А. Навроцкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.