Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
при секретаре
К.М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1717/2021 по апелляционной жалобе администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 25 января 2021 года по административному иску Г.Н.В, К.Ю.В. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав возражения представителя административных истцов Г.Н.В, К.Ю.В. - П.В.С. (по доверенностям), судебная коллегия
установила:
Г.Н.В, К.Ю.В. обратились во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просили суд признать незаконным отказ в согласовании перевода жилого помещения - квартиры "адрес" в нежилое помещение (нежилой фонд).
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истцы просили суд возложить на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязанность издать распоряжение о переводе указанного жилого помещения в нежилое.
В обоснование поданного в суд административного иска Г.Н.В. и К.Ю.В. указали, что с целью перевода квартиры из жилого помещения в нежилой фонд и размещения магазина промышленных товаров приобрели в собственность квартиру по указанному выше адресу, заказали проект перепланировки жилого помещений в ООО "НТЦ "Северо-Запад", получили согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку жилого помещения, согласовали проект перепланировки квартиры, после чего обратились в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о переводе жилого помещения в нежилой фонд, представив вместе с заявлением предусмотренные законом документы, однако по результатам рассмотрения заявления заместитель главы администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга письмом от "дата" уведомил истцов об отказе в согласовании перевода помещения в нежилой фонд, указав, что планируемое устройство отдельного входа (входной группы) противоречит пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, согласно которому устройство отдельного входа в помещение путем пробития или расширения проёма во внешних или внутренних стенах крупноблочных и крупнопанельных домов недопустимо.
По мнению истцов, отказ районной администрации является незаконным, поскольку в указанной квартире планируется разборка подоконной части панели, что в силу пункта 1.7.1 Правил следует расценивать в качестве переноса входной двери.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 25 января 2021 года, признан незаконным отказ администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в переводе в нежилой фонд жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Этим же решением на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга возложена обязанность принять решение о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в нежилое помещение в течение 20 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представил.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административных истцов, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, квартира N.., общей площадью 52, 7 м 2, расположенная на первом этаже в доме "адрес", принадлежит Г.Н.В. и К.Ю.В. на праве общей совместной собственности на основании договора купли-продажи квартиры от "дата" (л.д. 32-36, 48-52).
По заказу истцов специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ "Северо-Запад Проект" разработан Проект перепланировки квартиры для дальнейшего перевода в нежилой фонд и использования под магазин промышленных товаров с устройством отдельного входа (л.д. 37, 38).
Обществом с ограниченной ответственностью "Учебно-научный центр "Перспектива" выполнено заключение о соответствии проекта перепланировки и переустройства квартиры для дальнейшего перевода в нежилой фонд и использования под магазин промышленных товаров с устройством отдельного входа требованиям действующей нормативно-технической документации (л.д. 93).
"дата" Межведомственной комиссией администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга истцам дано согласие на перепланировку квартиры в соответствии с представленной собственниками жилого помещения проектной документацией (л.д. 79).
Другим решением Межведомственной комиссии администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 20 марта 2018 года, собственникам квартиры N... указано, что работы по перепланировке квартиры в соответствии с проектом возможно производить только после перевода квартиры в нежилой фонд (л.д. 80).
В целях перевода указанного жилого помещения в нежилой фонд Г.Н.В. и К.Ю.В. обратились в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Уведомлением от "дата" N... администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга отказала истцам в переводе квартиры "адрес" в нежилой фонд, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24 ЖК Российской Федерации - несоблюдение предусмотренных статьей 22 названного Кодекса условий перевода помещения.
Согласно названному уведомлению, основанием для отказа в переводе квартиры в нежилой фонд послужил вывод о несоблюдении собственниками жилого помещения требования подпункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, не допускающего пробивку и расширение существующих проёмов в крупнопанельных и крупноблочных многоквартирных домах тогда как здание "адрес" построено по типовому проекту серии 1-ЛГ502 и относится к категории таких домов (л.д. 11).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку проект перепланировки согласован надзорными инстанциями и уполномоченными на такое согласование организациями, утверждён МВК администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, проектируемые изменения не создают угрозы безопасности строительной конструкции жилого дома, постольку решение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об отказе в переводе жилого помещения в нежилой фонд является незаконным.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.
Согласно пункту1 статьи23 ЖК Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В силу пункта 3.12.5. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" и пункту 1.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2006 года N 1139 "О приведении в соответствие с действующим законодательством правовых актов Правительства Санкт-Петербурга" администрации районов принимают в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается, в том числе, в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (подпункт 4 части 1 статьи 24 данного Кодекса).
Согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Выполнение работ по переустройству жилого помещения должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 названного Федерального закона, согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона, а также требований стандартов и правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), при применении которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона и утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 перечня документов в области стандартизации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (далее - Правила).
В пункте 4.2.4 Правил содержится пункт 4.2.4.9, регулирующий вопросы содержания, обслуживания, ремонта и устранения аварийного состояния балконов, козырьков, лоджий и эркеров, а также установки окон, крепления оконных и дверных коробок. Данным пунктом Правил запрещено в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.
Таким образом, пункт 4.2.4.9 Правил содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций здания, сопряжённых с балконами, козырьками, лоджиями и эркерами.
При этом раздел 1 Правил - основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Пункт 1.7.1 устанавливает, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, при проведении перепланировки либо переустройства жилого помещения необходимо соблюдать требования по безопасности возводимых конструкций, которые должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
В рамках рассмотрения Фрунзенским районным судом гражданского дела N... по иску администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Г.Н.В, К.Ю.В. о возложении обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние экспертами общества с ограниченной ответственностью "Экспертный комплекс Приоритет" проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению экспертов, выполненная перепланировка не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, безопасна, соответствует всем действующим техническим нормам, не нарушает права и интересы иных собственников.
Из заключения специалистов Учебно-научного центра "Перспектива", выданного по результатам анализа проектного решения перепланировки квартиры истцов, следует, что при удалении подоконной части стены распределение усилий в стене не изменяется; разработанные в проекте решения устройства дополнительных входов в квартиру не изменяют конструктивные характеристики здания и не снижают уровень безопасности его дальнейшей эксплуатации, соответствуют требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (л.д. 98-99).
Таким образом, в представленном на согласование проекте обоснована техническая безопасность проводимых работ, соответствие таких работ требованиям законодательства. Каких-либо претензий к разделам проекта перепланировки, содержащих выводы о безопасности планируемых к выполнению работ, администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга в обжалуемом истцами уведомлении не высказала.
Поскольку проект перепланировки согласован всеми собственниками общего имущества многоквартирного дома (протокол общего собрания от "дата" - л.д. 14-16), надзорными инстанциями и уполномоченными организациями, проектируемые изменения не создают угрозы безопасности здания и отдельных его элементов, постольку решение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об отказе в переводе жилого помещения в нежилой фонд является незаконным, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Кроме того, решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 25 января 2021 года по делу N.., оставленным без изменения 09 июня 2021 года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, в удовлетворении иска администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Г.Н.В. и К.Ю.В. о возложении обязанности привести квартиру "адрес" в первоначальное состояние отказано. Этим же решением указанное помещение сохранено в перепланированном состоянии.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского района Санкт-Петербурга, принятое 25 января 2021 года по делу N 2а-1717/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.