Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ильичёвой Е.В, Поповой Е.И.
с участием прокурора
Амелькович Е.С.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N2а-7498/2021 по апелляционной жалобе П..С.А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 23 июля 2021 года по административному иску П..С.А. к председателю Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга К.Д.Н, Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административного истца П..С.А, возражения представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга - Е.И.Е. (по доверенности), прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Амелькович Е.С, судебная коллегия
установила:
П..С.А. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором оспаривал законность действий председателя Территориальной комиссии N 19 К.Д.Н, систематически нарушающего, по мнению истца, подпункт 6.2 Регламента Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга (далее - ТИК N 19), утвержденного решением ТИК N 19 от "дата" N...
Как указывал П..С.А. в исковом заявлении, председатель ТИК N 19, без наличия к тому значимых обстоятельств, направил ему (П..С.А.) проекты решений N.., предназначенные для обсуждения и голосования на заседании избирательной комиссии "дата" непосредственно в день заседания комиссии, тогда как названный подпункт Регламента работы территориальной избирательной комиссии предусматривает заблаговременное извещение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса о проектах решений, предложенных для голосования и принятия (л.д. 67-70) - л.д. 2-7.
"дата" в Московский районный суд Санкт-Петербурга поступили дополнения к указанному иску, в которых П..С.А. просил также признать нарушающим подпункт 6.2 указанного Регламента направление ему Территориальной избирательной комиссией проектов решений с номера N... по N... в день заседания комиссии "дата" (л.д. 67-70).
В обоснование административного иска П..С.А. ссылался на то обстоятельство, что является членом Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга с правом решающего голоса; "дата" и "дата" состоялись заседания ТИК N 19, на которых были приняты решения, с проектами которых, как указал истец, он не был заблаговременно ознакомлен, что лишило его возможности подготовиться к обсуждению этих проектов и высказать свои мотивированные замечания, а также предложения по представленным проектам решений.
Кроме того, по утверждению П..С.А, заседания ТИК N 19 были созваны в короткие срока в отсутствие исключительных на то обстоятельств, либо оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 23 июля 2021 года, в удовлетворении административного иска П..С.А. отказано.
В апелляционной жалобе П..С.А. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела и на нарушение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
П..С.А. является членом Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга с правом решающего голоса, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 9).
"дата" состоялось заседание ТИК N 19, на котором присутствовали председатель комиссии К.Д.Н. и члены комиссии с правом решающего голоса, в том числе, П..С.А.
По итогам заседания приняты следующие решения (л.д. 61-65):
1) о назначении ответственного лица, обеспечивающего организацию работы комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва;
2) об утверждении перечня товаров, работ, услуг, закупаемых комиссией, связанных с обеспечением полномочий комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва;
3) об утверждении распределения средств федерального бюджета, выделенных комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Южный одномандатный избирательный округ N 218, на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва;
4) об утверждении сметы расходов комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва;
5) об утверждении плана закупок товаров, работ, услуг комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва;
6) об утверждении бюджетной сметы на 2021 финансовый год по средствам бюджета Санкт-Петербурга, выделенным комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва;
7) об утверждении Плана мероприятий комиссии по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении в Санкт-Петербурге выборов 19 сентября 2021 года.
"дата" состоялось заседание ТИК N 19, на котором членами ТИК, в том числе, П..С.А, по итогам голосования приняты следующие решения (л.д. 90-97):
1) об утверждении сметы расходов Территориальной избирательной комиссии N 19 на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва;
2) об утверждении сметы расходов бюджета Санкт-Петербурга, выделенных Территориальной избирательной комиссии N 19 на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва;
3) об утверждении графика работы членов Территориальной избирательной комиссии N 19 с правом решающего голоса, осуществляющих свои полномочия в комиссии не на постоянной (штатной) основе;
4) об установлении сроков выплат дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам комиссии;
5) об исключении из резерва состава участковых избирательных комиссий;
6) о предоставлении документов нижестоящими избирательными комиссиями;
7) об установлении сроков выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковых избирательных комиссий;
8) об установлении сроков выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковых избирательных комиссий;
9) об утверждении сметы расходов комиссии;
10) о сроках предоставлении документов участковыми избирательными комиссиями;
11) о рекомендации кандидатам при предоставлении экземпляров агитационных материалов;
12) об освобождении от должности председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1290;
13) о назначении председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1290;
14) об открытии специального избирательного счета кандидата.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Территориальной избирательной комиссией N 19 Санкт-Петербурга не допущено нарушение прав и законных интересов истца.
Вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге" заседания территориальной комиссии проводятся по мере необходимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 названного Закона Санкт-Петербурга, территориальная комиссия своим решением утверждает Регламент территориальной комиссии, определяющий порядок обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня заседания территориальной комиссии, распределение обязанностей между членами территориальной комиссии, решение технических, организационных и иных внутренних вопросов деятельности территориальной комиссии.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга от 23 мая 2016 года N 3-1 утвержден соответствующий Регламент (л.д. 40).
В соответствии с пунктом 4.7 Регламента, о заседании Комиссии члены Комиссии извещаются председателем или секретарем Комиссии, как правило, не позднее чем в день, предшествующий дню заседания в письменной или электронной форме, либо по телефону с занесением соответствующей записи в журнал телефонограмм. В период проведения выборов, референдума, извещение членов Комиссии о заседании Комиссии может осуществляться не позднее, чем за четыре часа до времени начала заседания Комиссии.
Проекты решений Комиссии направляются членам Комиссии по указанным ими электронным адресам не позднее чем в день, предшествующий заседанию Комиссии. В период проведения выборов, референдума указанный срок может быть сокращен в случаях и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В исключительных случаях проекты решений Комиссии должны быть представлены членам Комиссии не позднее, чем за один час до начала заседания Комиссии (абзац 7 пункта 6.2 Регламента).
Действующее избирательное законодательство соответствующего перечня исключительных обстоятельств не содержит, в связи с чем, оценка исключительности обстоятельств необходимости проведения заседания территориальной избирательной комиссии должна осуществляться председателем комиссии с учетом конкретных обстоятельств.
На заседаниях ТИК N 19, состоявшихся "дата" значительное количество проектов решений относилось к организации закупок, необходимых для организации проведения выборов, а также финансированию деятельности избирательных комиссий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, поскольку период избирательной кампании строго ограничен по времени, Регламент ТИК N 19 допускает в период проведения выборов или референдума сокращение срока направления проектов решений комиссии членам ТИК, постольку действия председателя ТИК, связанные с направлением П..С.А. проектов решений в день проведения заседания избирательной комиссии, нельзя признать незаконными.
Правильность выводов суда первой инстанции подтверждается содержанием протокола заседания ТИК N 19 от "дата" N... (л.д. 61-65) и протокола заседания ТИК N 19 от "дата" N... (л.д. 90- 97), согласно которым в повестку дня включались вопросы только вопросы, связанные с организацией и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, проекты решений по которым в силу пунктов 4.7, 6.2 Регламента могли быть направлены членам избирательной комиссии не позднее чем за 1 час до начала заседания избирательной комиссии.
Извещение о назначении заседания ТИК N 19 на "дата" в 17 часов 00 минут и проекты решений были направлены П..С.А. "дата" в 12 часов 09 минут, при назначенном заседании ТИК на 17 часов 00 минут, а проекты решений с N... по N... - в 09 часов 06 минут "дата" - также более чем за четыре часа до начала заседания, назначенного на 13 часов 30 минут, то есть с соблюдением сроков извещения, установленных пунктами 4.7, 6.2 Регламента. Направление П..С.А. проекта решения 6-14 в 11 часов 47 мину "дата" об открытии специального избирательного счета кандидата в депутаты К.С.В, исходя из сути рассматриваемого вопроса, могло быть направлено членам избирательной комиссии не позднее чем за один час до назначенного времени заседания ТИК N 19 и, как следует из протокола заседания комиссии, не создало препятствий П..С.А. ознакомиться с проектом этого решения, выразить по данному вопросу своё особое мнение и проголосовать (л.д. 97).
Согласно пункту 4.12 Регламента, для ознакомления с проектами решений, иными материалами, необходимыми для принятия решения по вопросам повестки дня, по решению избирательной комиссии может быть объявлен перерыв на срок не более одного часа.
П..С.А, согласно протоколам, присутствовал "дата" на заседаниях ТИК N 19; на недостаток времени для ознакомления с проектами рассматриваемых решений не ссылался; об объявлении перерыва заседания ТИК, в соответствии с пунктом 4.12 Регламента, не просил.
По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 4; часть 2 статьи 225) защите подлежит только нарушенное право.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
В рассматриваемом деле, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено.
П..С.А. в ходе судебного разбирательства по делу не представил доказательств нарушения его права на участие в работе избирательной комиссии, напротив, из представленной истцом стенограммы заседания ТК N 19 от "дата", следует, что П..С.А. была предоставлена возможность высказаться по проектам решений, задать председателю избирательной комиссии вопросы, поставить на голосование вопрос об исключении из повестки дня отдельных проектов решений.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 23 июля 2021 года по административному делу N 2а-7498/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу П..С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.