Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Ивановой Ю.В, Чуфистова И.В, с участием прокурора
Скибенко С.А, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 23 сентября 2021 года с использованием видеоконференц-связи административное дело N2а-3786/2021 по апелляционному представлению прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Киселеву Тимофею Сергеевичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения прокурора - Скибенко С.А, возражения представителя административного истца, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Кусковой Ю.Г. (по доверенности), административного ответчика - Киселева Т.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) обратилось во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило об установлении административного надзора в отношении Киселева Т.С, "дата" года рождения, сроком на три года, в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также запрета выезда за установленные судом пределы территории, определяемые местом регистрации.
В обоснование заявленных требований ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указало, что Киселевым Т.С, "дата" года рождения, было совершено особо тяжкое преступление, и он осужден 04 июля 2019 года приговором мирового судьи судебного участка Ленинградской области по статье 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьями 70, 71 Уголовного кодекса Российской Федерации с учетом присоединения наказания, не отбытого по приговору Приозерского городского суда Ленинградской области по части 1 статьи 105, части 2 статьи 158, части 2 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Административным истцом указано, что срок отбывания наказания составляет с 04 июля 2019 года по 20 ноября 2027 года. Также административный истец указал, что согласно материалам личного дела осужденный за время отбывания наказания Киселев Т.С. вину по приговору признал, по прибытию в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подписан контракт с психологической лабораторией, материальные обязанности по приговору не исполняет, в общественной жизни колонии и отряда не участвует, имеет действующих 80 взысканий, 8 из которых связаны с выдворением в карцер, 23 с выдворением в ШИЗО и 2 с переводом в помещение камерного типа, поощрений не имеет. Также 29 августа 2020 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. С 01 сентября 2020 года переведен в строгие условия отбывания наказания, состоит на профилактических учетах, как склонный к употреблению и приобретению наркотических веществ и психотропных средств, с 16 апреля 2020 года склонный к совершению суицида и членовредительству, с 20 ноября 2019 года склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка дня.
Административный истец отметил, что Киселев Т.С. характеризуется отрицательно, на путь исправления не встал.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 02 апреля 2021 года, заявленные требования удовлетворены, в отношении Киселева Тимофея Сергеевича установлен административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания до 20 ноября 2030 года, установлены административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации и запрета на выезд за установленные пределы территории субъекта Российской Федерации по месту регистрации.
Также судом постановлено, что срок административного надзора в отношении Киселева Тимофея Сергеевича исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционном представлении прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование требований апелляционного представление указано, что исходя из срока наказания и даты рассмотрения дела, Киселев Т.С. не является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и подача административного иска ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, является преждевременным.
Представитель прокуратуры Санкт-Петербурга - Скибенко С.А, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционного представления поддержала.
Представитель административного истца, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Кускова Ю.Г, действующая по доверенности, участвующая в заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи из помещения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Административный ответчик, Киселев Т.С, участвующий в заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи из помещения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, просил решение суда отменить.
Судебная коллегия, выслушав заключение прокурора, настаивавшего на удовлетворении апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что приговором мирового судьи судебного участка N58 Ленинградской области от 04 июля 2019 года Киселев Т.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде исправительных работ на срок 6 месяцев с удержанием из его заработной платы в доход государства десяти процентов. В соответствии со статьей 70, 71 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию, частично присоединено наказание, не отбытое по приговору Приозерского городского суда от 13 марта 2019 года, в виде лишения свободы на срок 10 лет 1 месяц, и окончательное наказание назначено в виде лишения свободы на срок 10 лет 3 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из указанного приговора также следует, что 24 мая 2018 года Киселев Т.С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации пунктом "а" части 2 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании приговора Приозерского городского суда Ленинградской области и 13 марта 2019 года Киселев Т.С. также признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "а, б" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании приговора Приозерского городского суда Ленинградской области.
Согласно приговору преступление совершено Киселевым Т.С. при рецидиве преступлений.
Из характеристики, представленной административным истцом, следует, что Киселев Т.С. 29 августа 2020 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Представленной справкой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подтверждается, что за время пребывания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Киселев Т.С. имеет 80 взысканий, поощрений не имеет.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, пришел к выводу об обоснованности требований, поскольку Киселев Т.С. имеет судимость за совершение особо тяжкого преступления, в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Также судом первой инстанции указано, что установление административных ограничений, указанных в административном исковом заявлении, отвечает целям и задачам административного надзора с учетом данных о личности осужденного и конкретных обстоятельств дела.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции, считает, что выводы суда сделаны без учета положений статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 12 Федерального закона N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пунктов 4 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных часть 1 статьи 228, статьи 228.3, части 1 статьи 231, части 1 статьи 234.1 УК РФ.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжки преступления.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение, которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.
Частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, исходя из части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно пункту "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления - по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, может быть установлен только в том случае, если указанный признак предусмотрен в качестве признака состава преступления (простого либо квалифицированного) в соответствующей норме уголовного закона.
Согласно части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:
1) исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;
2) органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
В соответствии с частью 5, 7 и 8 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица (часть 5).
Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (часть 7).
Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее, чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы (часть 8).
Аналогичные положения содержатся и в части 1 статьи 12 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, определен специальный субъект, который вправе обратиться с административным исковым заявлением об установлении административного и срок обращения с таким заявлением.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Согласно пункту 23 постановления Пленума в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
На день рассмотрения дела судом первой инстанции, а также по состоянию на день заседания суда апелляционной инстанции Киселевым Т.С. не отбыто основное наказание, в том числе в той части срока, которая дает возможность ходатайствовать об условно-досрочном освобождении - такой срок определен - (2/3) 20 июня 2024 года.
Таким образом, исправительная колония обратилась с административным исковым заявлением преждевременно, поскольку в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Киселев Т.С. не являлся на день подачи иска, лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, так как окончание срока отбывания наказания 20 ноября 2027 года.
Согласно части 5 и 7 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы, а в случае, если освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, тогда вступает в действие часть 8 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Указанное законодательное положение обусловлено необходимостью выбора судом вида административных ограничений, подлежащих установлению поднадзорному лицу в момент установления административного надзора, поскольку согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце 4 пункта 22 постановления Пленума от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Установленный судом административный надзор Киселеву Т.С. со дня постановки на учет в орган внутренних дел до 20 ноября 2030 года (день окончания срока отбытия наказания) не может быть исполнен, поскольку установленные ограничения действуют в период отбывания основного наказания, прекращаются с окончанием срока отбывания наказания в колонии строго режима, без учета 10-ти летнего срока для погашения судимости, предусмотренного пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Административные ограничения подлежат установлению с учетом образа жизни поднадзорного лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания, сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности данного лица, графика выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы и других имеющих значение обстоятельств.
С учетом изложенного установление административного надзора лицу в период его нахождения в местах лишения свободы без учета приведенных выше обстоятельств, противоречит целям и задачам административного надзора.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности выводов суда первой инстанции и принятии решения без учета фактических обстоятельств дела, что влечет отмену решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 апреля 2021 по административному делу N2а-3786/2021, отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об установлении административного надзора в отношении Киселева Тимофея Сергеевича - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.