Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Карсаковой Н.Г, Ильичевой Е.В, при секретаре
с участием прокурора
Шибановой С.А, Скибенко С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2021 года административное дело N2а-4324/2021 по апелляционной жалобе Островского Бориса Александровича на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 30 августа 2021 года по административному исковому заявлению Островского Бориса Александровича к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителя административного истца, Островского Б.А. - Чернявского К.А. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии - Шокуровой А.В. (по доверенности), заинтересованного лица, Карасева Д.Ю, действующего, в том числе, в качестве представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N29 (на основании решения), и заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Скибенко С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Островский Б.А. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в котором просил признать незаконным решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 19 августа 2021 года N261-3 "Об освобождении от обязанностей члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса до истечения срока полномочий Островского Бориса Александровича", обязать административного ответчика восстановить административного истца в качестве члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса и восстановить избирательные права административного истца в качестве председателя Территориальной избирательной комиссии N29.
В обоснование заявленных требований Островский Б.А. указал, что решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 19 августа 2021 года N261-3 он освобождён от обязанностей члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса, с которым он не согласен. Основанием для принятия решения послужило его заявление о досрочном сложении полномочий члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса. Островский Б.А. указал, что до вынесения оспариваемого решения и до заседания Санкт-Петербургской избирательной комиссии им было подано заявление, в котором он просил ранее поданное заявление считать ошибочным и не рассматривать его на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии, а также об отзыве заявления от 18 августа 2021 года. Административный истец указал, что у административного ответчика отсутствовали основания принимать решение на основании личного заявления.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 30 августа 2021 года, в удовлетворении административного иска Островскому Б.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Островский Б.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Островский Б.А. указывает, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства дела и не установлено было ли рассмотрено поданное административным истцом заявление от 19 августа 2021 года. Также апеллянт указывает, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства нарушения административным ответчиком порядка назначения нового председателя Территориальной избирательной комиссии N29 и отсутствие решения об освобождении Островского Б.А. от должности председателя Территориальной избирательной комиссии N29. Кроме того, административный истец ссылается на ошибочность выводов суда первой инстанции о невозможности отзыва заявления об освобождении от обязанностей члена избирательной комиссии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Островский Б.А. не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца, Островского Б.А. - Чернявский К.В, действующий по доверенности, имеющий диплом о высшем юридическом образовании, в суд апелляционной инстанции явился, настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии - Шокурова А.В, действующая по доверенности, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, Карасев Д.Ю, привлеченный к участию в деле в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании определения судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, действующий, в том числе, в качестве представителя заинтересованного лица, Территориальной избирательной комиссии N29 на основании решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N263-3 от 23 августа 2021 года, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Часть 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно положениям части 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Из указанной нормы следует, что круг решений, действий (бездействия), которые могут быть оспорены членами избирательной комиссии, ограничен. Члены избирательной комиссии вправе оспаривать лишь те действия (бездействие), которые связаны с реализацией ею прав члена избирательной комиссии.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено и подтверждено материалами дела, что решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23 апреля 2021 года N233-29 сформирован состав Территориальной избирательной комиссии N29, в состав которой в качестве члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса назначен Островский Б.А.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23 апреля 2021 года N233-59 член Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса Островский Б.А. назначен председателем Территориальной избирательной комиссии N29.
Островский Б.А. 18 августа 2021 года обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с заявлением об освобождении его от обязанностей члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса.
19 августа 2021 года в 09 часов 23 минуты Островским Б.А. в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию было подано заявление, в котором он просил считать поданное ранее заявление об освобождении от полномочий члена комиссии с правом решающего голоса ошибочным и не рассматривать его на заседании Санкт-Петербургского избирательной комиссии, а также указано об отзыве заявления от 18 августа 2021 года.
19 августа 2021 года в 10 часов 00 минут началось заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии, на котором среди прочего было принято решение N261-3 "Об освобождении от обязанностей члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса до истечения срока полномочий Островского Бориса Александровича".
Суд первой инстанции, установив, что правовых оснований к отзыву Островским Б.А. своего заявления об освобождении его от обязанностей члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса до истечения срока своих полномочий, у административного истца не имелось, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках представленных полномочий и в правомочном составе с соблюдением процедуры и в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.1 статьи 27 настоящего Федерального закона.
При этом, исходя из пункта "а" части 6 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня (первого дня) голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии", комиссия осуществляет полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге, по утверждению перечня территориальных (окружных) избирательных комиссий, комиссий референдума Санкт-Петербурга, формирует территориальные (окружные) избирательные комиссии, назначает и освобождает от должности председателей территориальных (окружных) избирательных комиссий.
В силу части 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии", проект повестки дня заседания Комиссии формируется секретарем Комиссии с привлечением аппарата Комиссии.
Предложения по проекту повестки дня заседания Комиссии могут вноситься членами Комиссии с правом решающего и совещательного голоса, а также членами вышестоящей избирательной Комиссии, присутствующими на заседании Комиссии. Предложение о включении в проект повестки дня заседания Комиссии персонального вопроса или вопроса о внесении изменений и дополнений в Регламент заседаний Комиссии передается вместе с проектом правового акта не позднее чем за 24 часа до заседания Комиссии секретарю Комиссии (часть 3 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии").
Согласно части 1 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии", комиссия принимает правовые акты по вопросам, отнесенным к ее ведению федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга.
На основании статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии", количественный состав Санкт-Петербургской избирательной комиссии - 14 (четырнадцать) членов с правом решающего голоса.
В силу пункта 5.5. Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 года N192/1337-5, территориальная избирательная комиссия формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений соответствующих представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной комиссии предыдущего состава. На заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по этому вопросу рекомендуется приглашать представителей субъектов права внесения кандидатур, реализовавших это право.
Приглашение на заседание комиссии и получение объяснений от лица, в отношении которого на голосование вынесен персональный вопрос, нормами вышеназванных нормативных актов не предусмотрено.
В силу пункта 5.3. Регламента Санкт-Петербургской избирательной комиссии в новой редакции, утвержденного Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 14 сентября 2017 года N11-13 (далее - Регламент), заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее восьми членов Комиссии с правом решающего голоса. Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.
Исключительно на заседаниях Комиссии решаются вопросы о формировании избирательных комиссий в Санкт-Петербурге и назначении председателей указанных комиссий, освобождении их от должности (пункт 5.4. Регламента).Исходя из пункта 8.2. Регламента, решения Комиссии: об избрании либо освобождении от должности председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии и секретаря Комиссии; о назначении на должности либо об освобождении от должностей председателей территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, председателей окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; о внесении предложений по кандидатурам на должности председателей избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга; о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов и референдума в Санкт-Петербурге; о регистрации кандидатов, списков кандидатов; об обращении в суд с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации кандидатов, списков кандидатов; об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов; об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона, считаются принятыми, если на заседании Комиссии за соответствующее решение проголосовали не менее восьми членов Комиссии с правом решающего голоса.
Решения Комиссии по иным вопросам принимаются на ее заседании большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса.
Как следует из материалов дела, 18 августа 2021 года был сформирован проект повестки дня к заседанию Санкт-Петербургской избирательной комиссии, назначенному на 19 августа 2021 года на 10 часов 00 минут.
18 августа 2021 года на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии был опубликован анонс заседания Санкт-Петербургской избирательной комиссии 19 августа 2021 года.
Из указанных документов следует, что в повестку дня был внесен вопрос по рассмотрению заявления Островского Б.А. от 18 августа 2021 года об освобождении от обязанностей члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса до истечения срока полномочий.
Повестка дня с внесенными дополнениями была направлена 18 августа 2021 года в 19 часов 46 минут членам Санкт-Петербургской избирательной комиссии для ознакомления.
Из протокола заседания Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что на заседании присутствовали председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, 10 членов комиссии с правом решающего голоса и 4 члена комиссии с правом совещательного голоса.
За принятие оспариваемого решения проголосовали 11 членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, 2 члена Санкт-Петербургской избирательной комиссии воздержались.
При таком положении, обжалуемое решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 19 августа 2021 года N233-59 принято в соответствии с положениями вышеупомянутых норм Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в пределах предоставленной ей компетенции, с опубликованием решения в официальном печатном органе Комиссии согласно положениям статьи 18 Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии".
Одновременно, принятие решения состоялось в соответствии с пунктом 11 статьи 28 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то есть в присутствии большинства от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что заявление Островского Б.А. от 19 августа 2021 года не было предметом рассмотрения на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Как верно указано судом первой инстанции положения Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусматривают возможность отзыва заявления о сложении своих полномочий членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Необходимо отметить, что вопрос волеизъявления члена избирательной комиссии с правом решающего голоса выражается в заявлении о сложении своих полномочий.
Вопрос о желании вновь обрести полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть решен только путем подачи соответствующего заявления о включении в состав избирательной комиссии с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы административного истца на аналогию права со ссылкой на положения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основаны на неверном толковании права.
Правовое положение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса отражено в Федеральном законе N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и регулируется именно данным правовым актом.
Стоит отметить, что Островский Б.А, являясь председателем территориальной избирательной комиссии, имеет специальный правовой статус, так как замещает государственную должность Санкт-Петербурга, назначается на должность коллективным органом, исполняет обязанности на основании решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, а не трудового договора.
Однако, в настоящем случае предметом спора является решение об освобождении Островского Б.А. от исполнения обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а не должности председателя Территориальной избирательной комиссии N29.
Также обоснована ссылка стороны административного ответчика на позицию Центральной избирательной комиссии России, изложенной в выписке из протокола заседания ЦИК России от 06 августа 2014 года N244-1-6 "О жалобе избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ N15 Санкт-Петербурга на решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 июля 2014 года N67-14 и от 25 июля 2014 года N68-1", поскольку указания и рекомендации вышестоящей избирательной комиссии обязательны к исполнению Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Таким образом, судебная коллегия признает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика обязанности учитывать заявление Островского Б.А. от 19 августа 2021 года при рассмотрении его заявления об освобождении от исполнения обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Доводы Островского Б.А, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушении Санкт-Петербургской избирательной комиссией порядка включения Карасева Д.Ю. в состав Территориальной избирательной комиссии N29 и назначении его на должность председателя Территориальной избирательной комиссии N29, судебная коллегия находит не имеющими правового значения в рамках заявленного спора, поскольку данные действия были совершены после принятия оспариваемого решения и были следствием необходимости замещения освободившегося места в составе Территориальной избирательной комиссии N29.
Однако, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В силу части 11 статьи 29 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 - 6.2 и 8 настоящей статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 21 и статьями 22 - 27 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.6. Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 года N192/1337-5, согласно пунктам 7 и 13 статьи 28 Федерального закона председатель территориальной избирательной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. На заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о назначении на должность председателя территориальной избирательной комиссии, рекомендуется приглашать лицо, предложенное для назначения. Решение о назначении председателя территориальной избирательной комиссии рекомендуется принимать одновременно с решением о ее формировании на одном и том же заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Поскольку в Российской Федерации на 19 сентября 2021 года назначено проведение выборов, то руководствуясь приведенными положениями законодательства и методическим рекомендациям Центральной избирательной комиссии, административным ответчиком в установленный срок были совершены действия по замене выбывшего члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса и назначении нового председателя.
Доводы Островского Б.А. об отсутствии по настоящее время решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии об освобождении административного истца от занимаемой должности председателя Территориальной избирательной комиссии N29, юридически значимым фактом в рамках проверки законности решения об освобождении его от полномочий члена Территориальной избирательной комиссии N29 с правом решающего голоса, судебной коллегией не признается, поскольку освобождение от должности председателя территориальной избирательной комиссии является последующим действием и решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии и не влияет на оспариваемое решение.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 30 августа 2021 года по административному делу N2а-4324/2021, оставить без изменений, апелляционную жалобу Островского Бориса Александровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.