САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 августа 2021 г. г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Агапкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "... " о признании незаконным уклонения Территориальной избирательной комиссии N 18 от принятия решения по вопросу о регистрации "... " кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выразившееся в возврате документов, представленных для выдвижения кандидата "... " 2 августа 2021 года членами комиссии, входящими в состав Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, в непредставлении на рассмотрение ТИК N 18 как коллегиального органа документов, представленных "... " для выдвижения кандидата 2 августа 2021 года, в невыдаче "... " разрешения на открытие избирательного счета по одномандатному избирательному округу N 3 по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва и в нерассмотрении на заседании ТИК N 18 вопроса о регистрации "... " кандидатом в депутаты или отказе в регистрации, обязании Территориальной избирательной комиссии N 18 принять от "... " заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выдать разрешение на открытие избирательного счета, принять документы для регистрации кандидата "... " рассмотреть в установленном порядке вопрос о регистрации "... " в качестве кандидата в депутаты или отказе в такой регистрации.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 239-11 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге" полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию N 18.
2 августа 2021 года Территориальной избирательной комиссией N 18 от "... " приняты документы, представленные для уведомления о выдвижении политической партией "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" кандидата по одномандатному избирательному округу N 3 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва. Кандидату "... " выдано разрешение на открытие специального избирательного счета по одномандатному избирательному округу N 18 от 2 августа 2021 года N 01-10- 18/316.
Актом руководителя рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, подписных листов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 Территориальной избирательной комиссии N 18, представленный "... " пакет документов возвращен последней со ссылкой о неприобретении ею повторно статуса кандидата в депутаты, с учетом принятого 31 июля 2021 года решения по ранее поданному комплекту документов о регистрации кандидатом в депутаты. В акте также отмечено о несогласии "... " с данный актом, отказе в получении возвращаемых документов.
"... " обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, уточнив требования которого, просила признать незаконным уклонение территориальной избирательной комиссии N 18 от принятия решения о регистрации ее кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выразившееся в возврате документов, представленных для выдвижения кандидата "... " 2 августа 2021 года членами избирательной комиссии, входящими в состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, подписных листов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, и непредставлении на рассмотрение Территориальной избирательной комиссии N 18, как коллегиального органа, документов, представленных "... " для выдвижения кандидата 2 августа 2021 года, в невыдаче "... " разрешения на открытие избирательного счета по одномандатному избирательному округу N 3 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва и в не рассмотрении на заседании территориальной избирательной комиссии N 18 вопроса о регистрации "... " кандидатом в депутаты или отказе в регистрации. В целях восстановления нарушенных прав "... " просила возложить на территориальную избирательную комиссию N 18 обязанность принять от нее заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, выдать разрешение на открытие избирательного счета, принять документы для регистрации кандидата "... " рассмотреть в установленном порядке вопрос о регистрации "... " в качестве кандидата в депутаты или отказе в такой регистрации.
В обоснование своих требований административный истец указала, что в сроки, установленные для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представила в Территориальную избирательную комиссию N 18 (далее - ТИК N 18) заявление о согласии баллотироваться и необходимые документы для регистрации кандидатом в депутаты представительного органа Санкт-Петербурга, которые были приняты, а впоследствии незаконно возвращены, без принятия территориальной избирательной комиссией в установленном законом порядке решения по вопросу ее регистрации, что административный истец оценивает как уклонение от принятия решения.
Определением Санкт-Петербургского городского, суда от 11 августа 2021 года административное дело по административному иску "... " передано для рассмотрения по подсудности в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 года определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа отменено и дело возвращено в суд для рассмотрения по существу.
Административный истец "... " и ее представитель по заявлению "... " явились в судебное заседание, административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика ТИК N 18 "... " по доверенности от "дата", в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" "... " по доверенности от "дата" в судебном заседании административный иск поддержал.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, извещенная о принятии административного иска к производству суда в силу положений п.1 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в судебное заседание отзыв не представила.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Агапкиной Е.В, полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Частью 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 3 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов.
В силу пункта 7 части 1 статьи 20 названного Кодекса верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
В силу положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации деятельность комиссий осуществляется коллегиально.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.
Из материалов дела усматривается, что 31 июля 2021 года ТИК N 18 решением N 08-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3" отказала "... " в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
2 августа 2021 года Территориальной избирательной комиссией N 18 от "... " приняты документы, представленные для уведомления о выдвижении политической партией "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" кандидата по одномандатному избирательному округу N 3 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выдано подтверждение получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата (л.д.9-10). Кандидату "... " выдано разрешение на открытие специального избирательного счета по одномандатному избирательному округу N 18 от 2 августа 2021 года N 01-10- 18/316.
Актом от 2 августа 2021 года руководителя рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, подписных листов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 ТИК N18, представленный "... " пакет документов возвращен последней со ссылкой о неприобретении ею повторно статуса кандидата в депутаты, с учетом принятого 31 июля 2021 года решения по ранее поданному комплекту документов о регистрации кандидатом в депутаты. В акте также отмечено о несогласии "... " с данный актом, отказе в получении возвращаемых документов (л.д.7).
Исходя из положений пунктов 13, 14 статьи 28, статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ по вопросу о регистрации или отказе в регистрации кандидата в депутаты на заседании избирательной комиссии в коллегиальном составе принимается в письменной форме соответствующее решение.
Проанализировав представленные сторонами по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что возвращение административному истцу актом от 2 августа 2021 года документов, принятых ТИК N 18 и представленных "... " для уведомления о выдвижении политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу N 3 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, без соответствующего коллегиального решения избирательной комиссии, противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства. Не предусмотрены такие полномочия территориальной избирательной комиссии и положениями Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", а также решением ТИК N 18 от 23 июня 2021 года N 02-4.
Доводы административного ответчика о том, что "... " в силу положений ст.2 Федерального закона N 67-ФЗ не приобрела статус кандидата в депутаты, не представила сведения от политической партии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты в органах государственной власти в избирательную комиссию соответствующего уровня после решения N 08-1 от 31 июля 2021 года Территориальной избирательной комиссией N 18 об отказе "... " в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством регламентирована обязанность избирательной комиссии коллегиального рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты либо об отказе в такой регистрации и вынести соответствующее решение.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ТИК N 18 по уклонению от принятия решения по вопросу о регистрации кандидата, выразившееся в возврате документов, представленных для выдвижения кандидата "... ". 2 августа 2021 года членами комиссии, входящими в состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, в непредставлении на рассмотрение ТИК N 18 как коллегиального органа документов, представленных "... " для выдвижения кандидата 2 августа 2021 года, в невыдаче "... " разрешения на открытие избирательного счета по одномандатному избирательному округу N 3 по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва и в нерассмотрении на заседании ТИК N 18 вопроса о регистрации "... " кандидатом в депутаты или отказе в регистрации, являются незаконными.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Определяя способ восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, суд приходит к выводу о необходимости обязать Территориальную избирательную комиссию N 18 принять от "... " заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выдать разрешение на открытие избирательного счета, принять документы для регистрации кандидата "... " рассмотреть в установленном порядке вопрос о регистрации "... " в качестве кандидата в депутаты или отказе в такой регистрации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования "... " удовлетворить.
Признать незаконным уклонение Территориальной избирательной комиссии N 18 от принятия решения по вопросу о регистрации "... " кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выразившееся в возврате документов, представленных для выдвижения кандидата "... " 2 августа 2021 года членами комиссии, входящими в состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, подписных листов, представленных кандидатами в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, в непредставлении на рассмотрение ТИК N 18 как коллегиального органа документов, представленных "... " для выдвижения кандидата 2 августа 2021 года, в невыдаче "... " разрешения на открытие избирательного счета по одномандатному избирательному округу N 3 по выборам депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва и в нерассмотрении на заседании ТИК N 18 вопроса о регистрации "... " кандидатом в депутаты или отказе в регистрации.
Обязать Территориальную избирательную комиссию N 18 принять от "... " заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, выдать разрешение на открытие избирательного счета, принять документы для регистрации кандидата "... " рассмотреть в установленном порядке вопрос о регистрации "... " в качестве кандидата в депутаты или отказе в такой регистрации.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 5-ти дней через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.