Дата вступления в законную силу - 31 августа 2021 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 августа 2021 г. г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "... " о признании незаконным и отмене решения ТИК N 34 от 11 августа 2021 года N 20-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 "... " и обязании зарегистрировать указанного кандидата, УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 г. N 293 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва" в соответствии с пунктами 1, 3, 6 и 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановило назначить выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на 19 сентября 2021 года. Указанное постановление опубликовано в "Санкт-Петербургских ведомостях", N 110, 21 июня 2021 г.
В соответствии решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 г. N 239-11 на Территориальную избирательную комиссию N 34 возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 11 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва (далее - ТИК N 34).
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что 2 августа 2021 года им поданы документы в ТИК N 34 на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11.
Решением ТИК N 34 от 11 августа 2021 года N 20-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 "... " административному истцу отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании пп.з п.11 ст. 41 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 81-6). В соответствии с пунктом 7 ст. 40 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 ТИК N 34 было отобрано для проверки 1093 подписей избирателей. В итоговом протоколе проверки подписных листов от 7 августа 2021 года недостоверными (недействительными) признано 175 подписей. Административный истец полагает, что заключение экспертов-почерковедов, на основании которого, в том числе, ТИК N 34 пришла к выводу о признании недостоверными (недействительными) 175 подписей избирателей, вызывает сомнение, поскольку в данном заключении не указано сведений о применении экспертами технических средств, о разработке почерка и о проведении сравнительного анализа (л.д.3-7).
Административный истец "... " в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе по телефону лично (л.д.68), о причинах неявки не сообщил, направил в суд своих представителей.
Представителя административного истца "... " "... " действующие по доверенности от "дата", в судебном заседании административный иск поддержали, пояснили также, что административный истец не оспаривает процедуру отбора подписных листов для проверки подписей избирателей, он был извещен 7 августа 2021 года о выявленных недостоверных (недействительных) 175 подписей, возражений в ТИК N 34 не представил, поскольку не имеет юридического образования, о заседании ТИК N 34, назначенного на 11 августа 2021 года, на котором рассматривался вопрос о его регистрации в качестве кандидата в депутаты, был надлежащим образом извещен.
Представители ТИК N 34 "... " по доверенности от "дата" и "... " по доверенности от "дата", в судебном заседании против удовлетворения иска возражали, представили письменные возражения на административные требования.
Представитель заинтересованного лица Регионального отделения "ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в городе Санкт-Петербурге в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.66, 68, 70), о причинах неявки не сообщил, на просил об отложении судебного заседания.
Центральная избирательная комиссия, извещенная о принятии административного иска к производству суда в силу положений п.1 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в судебное заседание отзыв не представила.
Выслушав стороны, заключение прокурора Соловьевой В.В, полагавшей, что административные требования не подлежат удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 этого же федерального закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же федерального закона).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктами 5 - 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, приложением N 5 к нему.
Перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1" и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов (подпункт "д").
Аналогичные положения содержатся в подпункте "з" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга N 81-6.
В силу пункта 2 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 количество подписей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением ТИК N 34 от 23 июня 2021 года N 11-2 установлено, что для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 необходимое количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в Комиссию составляет 4370 и не может превышать 4807 подписей избирателей.
Решением ТИК N 34 от 23 июня 2021 года N 11-3 определено, что проверке подлежат 1093 подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата по одномандатному избирательному округу N 11 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
Порядок сбора подписей избирателей определен в статье 38 Закона Санкт-Петербурга N 81-6.
Из материалов дела усматривается, что "... " 8 июля 2021 года в 12.46 часов представил в ТИК N 34 документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11, а именно: заявление о согласии баллотироваться кандидатом; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения; решение съезда политической партии, конференции или общего собрания регионального отделения политической партии, а в случае отсутствия регионального отделения политической партии - коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу; выписку из протокола конференции; копию паспорта, заверенную кандидатом; заверенную кандидатом копию документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании; справку с места работы; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, - по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде (USB- носитель).
Также, 8 июля 2021 года кандидатом "... " представлено согласие на извещение по вопросам, связанным с осуществлением избирательных действий, посредством направления СМС-сообщения на номер мобильного телефона, и (или) путем направления сообщения по адресу электронной почты. 2 августа 2021 года в 13 ч. 10 мин. "... " представил документы, необходимые для регистрации кандидата, а именно: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 4800 подписей на 961 листе; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов; протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и машиночитаемом виде; сведения об изменениях в данных о кандидате; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и(или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24 июня 2021 года N 241-7 "О процедуре случайной выборки (жеребьевки) и проверки подписей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу" в ходе проведения процедуры случайной выборки (жеребьевки) подписей избирателей, представленных кандидатом для проверки, отобрано 3 папки NN 10, 4, 9 (в папке N 9 проверке подлежали подписи c l по 293).
В соответствии с пунктом 6 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга N 81-6 соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, избирательные комиссии используют ГАС "Выборы", включая государственную систему регистрации (учета) избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
7 августа 2021 года проведено заседание Рабочей группы по проведению проверки подписных листов.
Административному истцу обеспечена возможность присутствия при проведении процедуры проверки подписных листов заблаговременно, что не оспаривалось его представителями в судебном заседании.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, ТИК N 34 обратилась для оказания содействия в проверке подписей в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (исх: N 01-10-34/90 от 3 августа 2021 г.).
Для проведения вышеуказанной проверки ГУ УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ТИК N 34 направлены специалист-почерковед "... " являющаяся заместителем начальника 7 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, имеющая право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз и специалист-почерковед "... " являющаяся начальником отделения оперативных исследований 7 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, имеющая право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз. С учетом изложенного, квалификация названных экспертов-почерковедов сомнения у суда не вызывает.
Сомнений в квалификации и наличии профессиональных навыков вышеуказанных специалистов в ТИК N 34 также не возникло, как и не возникло сомнений в представленных в ТИК N 34 по итогам проведенной проверки сведений в таблице несоответствий сведений, содержащихся в подписных листах собранных в поддержку кандидата "... " и подписанных заместителем начальника ОБиРР УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области "... "
Материалами дела подтверждено, что Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 провела проверку документов, представленных кандидатом "... " в том числе заключения экспертов N 7/И/195-21 от 3 августа 2021 года, официальной справки Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области N б/н от 4 августа 2021 года. При этом каких-либо возражений на заключение экспертов-почерковедов от административного истца в Рабочую группу не поступило.
По результатам проведенной проверки составлена ведомость проверки подписных листов на каждую папку.
Согласно указанной ведомости, недействительными признаны 175 подписей избирателей, из которых 20 подписей признаны недействительными (недостоверными) на основании того, что сведения об избирателе не соответствует действительности, 4 подписи - нет или неполные паспортные данные избирателя, 151 подпись - сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющем сбор подписей.
По итогам проверки в 15.35 часов составлен итоговый протокол проверки подписных листов, в котором установлено, что из 1093 проверяемых подписей выявлено 175 недействительных подписей избирателей, что составляет 16, 01% подписей, от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
В соответствии с пунктом 15 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга N 81-6, если количество недостоверных и(или) недействительных подписей избирателей, выявленных при проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей избирателей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 7 вышеуказанной статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, списка кандидатов не производится.
Заверенная копия вышеуказанного итогового протокола получена кандидатом "... " 8 августа 2021 года в 10 часов 05 минут, о чем имеется соответствующая отметка. Письменные возражения кандидата "... " о несогласии с выводами о признании подписей недостоверными и (или) недействительными в ТИК N 34 представлены не были.
Решением ТИК N34 от 11 августа 2021 года N20-1 по результатам произведенной проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 "... " признано недействительными 175 подписей избирателей, что составляет 16, 01% подписей, от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, кандидату в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 "... " выдвинутому Региональным отделением ВСЕРОСИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА"в городе Санкт-Петербурге отказано в регистрации 11 августа 2021 года в 13 часов 40 минут.
Согласно протоколу заявления ТИК N 34 от 11 августа 2021 года N 20 решение N 20-1 принято единогласно присутствовавшими на заседании 9 членами Комиссии.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что процедура проверки подписей избирателей проведена административным ответчиком в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, недействительность (недостоверность) указанных подписей избирателей подтверждается заключением экспертов-почерковедов, которое соответствует требованиям избирательного законодательства, в том числе, Методическим рекомендациям, утвержденным Постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации".
Ссылку представителей административного истца на заключение специалиста "... " N... от "дата" о том, что экспертами-почерковедами "... " и "... " грубо нарушены методики проведения почерковедческого исследования подписей при проверке подписных листов, а именно пункты 3.1.5, 3.1.6, 3.17 Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", и заключение является неполным, суд находит несостоятельной в силу следующего.
Требования пункта 1.2.3. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации), административным ответчиком исполнено. К участию в проведении экспертного исследования привлечены эксперты-почерковеды из ГУ УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые имеют соответствующие квалификации, стаж экспертной работы и право производства самостоятельных судебных почерковедческих экспертиз.
В силу пункта 3.1.5. Методических рекомендаций по результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании официальной справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо официальной справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Документ, подготавливаемый привлеченными экспертами-почерковедами по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Таким образом, вопреки выводу заключения "... " заключение экспертов-почерковедов "... " и "... " от 3 августа 2021 года N 7/И/195-21 положениям п. 3.1.5 Методических рекомендаций соответствует.
В силу пункта 3.1.6. Методических рекомендаций почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям (Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов). Методика применяется при проверке подписных листов в ходе федеральных избирательных кампаний с 2011 года.
Ссылка в указанном заключения "... " о том, что заключение экспертов-почерковедов "... " и "... " от 3 августа 2021 года N 7/И/195-21 не содержит ссылку на Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов и не содержит ссылку на наличие у экспертов-почерковедов "... " и "... " знаний в области проведения исследования рукописных записей и подписей в подписных листах, является несостоятельной, поскольку в силу вышеприведенных Методических рекомендаций не требуется указание в заключении экспертов-почерковедов на Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов. Квалификация экспертов-почерковедов "... " и "... " отражена в водной части заключения N 7/И/195-21, где указано о том, что данные эксперты являются сотрудниками 7 отдела Экспертно-криминилистического центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и имеют право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.
В силу пункта 3.1.7 Методических рекомендаций каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование.
Указанным требованиям, изложенным в п.3.1.7. Методических рекомендаций заключение экспертов-почерковедов "... " и "... " от 3 августа 2021 года N 7/И/195-21 соответствует, при этом вопреки ссылке в заключении "... " в заключении экспертов-почерковедов не предусмотрено отражение какого-либо сравнительного этапа.
Каких-либо иных доводов, позволяющих усомниться в объективности выводов экспертов-почерковедов административным истцом не приведено. При таком положении суд не нашел оснований для назначения по делу судебной почерковедческой экспертизы, а также для привлечения специалиста "... " по ходатайству административного истца. При этом на вызове в судебное заседание экспертов-почерковедов "... " и "... " представители административного истца не настаивали и полагали возможным рассмотреть дело в отсутствие их пояснений.
Из представленных в судебное заседание для обозрения подписных листов в папках N 4, 9 и 10, при их визуальном осмотре также не усматривается оснований не согласиться с выводами экспертов-почерковедов "... " и "... " в отношении сведений, указанных в приведенных экспертами строках подписных листов об избирателе, которые внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющем сбор подписей.
Установленные ТИК N 34 обстоятельства о том, что в подписных листах, отобранных для проверки, сведения об избирателе не соответствует действительности (20 подписей), подтверждаются истребованными данными из УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые отражены в Таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата от 4 августа 2021 года. Доказательств того, что представленные УМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ТИК N 34 сведения являются недостоверными в материалах дела не имеется.
В отношении 4-х подписей по которым установлено ТИК N 34, что не имеется или указаны неполные паспортные данные избирателя, административный истец возражений не заявляет.
Таким образом, вопреки доводам административного иска выводы ТИК N 34 о недостаточности количества подписей, необходимых для регистрации "... " кандидатом в депутаты, сделаны на основе письменных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
При таком положении, оснований для признания незаконным и отмене решения ТИК N 34 от 11 августа 2021 года N 20-1 не имеется.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку нарушений, с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты по доводам административного иска судом не установлено, материалами дела подтверждено, что кандидатом в депутаты не были представлены все документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты в силу вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска "... " о признании незаконным и отмене решения ТИК N 34 от 11 августа 2021 года N 20-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 "... " и обязании зарегистрировать "... " в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 - отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 5-ти дней через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.