Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Давыдова Д.А.
и судей - Жидкова Т.Г, - Пестрикова О.В, при секретаре судебного заседания - Алиеве Р.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Дубыниной Е.М. на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Чирна ФИО11 об оспаривании решения начальника территориального отделения "Комсомольский" филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом включить в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В, объяснения представителя административного ответчика - Будановой В.С. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением суда первой инстанции административное исковое заявление Чирна удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ начальника территориального отделения "Комсомольский" филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГАУ "Росжилкомплекс"), изложенный в решении от ФИО15, во включении Чирна в список на предоставление служебных жилых помещений, обязав указанное должностное лицо включить административного истца в указанный список с 20 февраля 2021 года.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Автор жалобы полагает ошибочным вывод суда о праве Чирна на получение служебного жилого помещения, ввиду того, что последний по месту прохождения военной службы в период с 1 сентября 2017 года по 21 января 2021 года был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", право пользования которым было им утрачено на основании решения Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 сентября 2020 года по иску нанимателя вышеуказанного жилого помещения ФИО12 к Чирну. Учитывая, что, как было установлено названным судом, истец добровольно выехал из спорного жилого помещения, отказался в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, соглашения о сохранении за ним права пользования этим жильем с нанимателем не заключал, вселяться в это жилье длительное время не пытался и ему не чинились препятствия в пользовании указанной квартирой, он, создав условия для постановки вопроса о предоставлении ему служебного жилого помещения, фактически злоупотребил своим правом.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд обоснованно признал незаконным оспариваемое административным истцом решение должностного лица ФГАУ "Росжилкомплекс".
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с названным Кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на обеспечение служебными жилыми помещениями подлежит реализации при отсутствии к этому препятствий, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одно из таких препятствий установлено частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ, согласно которой специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в Жилищном кодексе Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Обязанность командования по предоставлению военнослужащему и членам его семьи служебного жилого помещения только в случае их необеспеченности жильем по месту военной службы военнослужащего вытекает и из смысла абзаца 2 пункта 1 статьи 15 вышеназванного Федерального закона, который устанавливает обязанность по обеспечению прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия, что не ограничивает права остальных военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая решение об удовлетворении требований Чирна, суд первой инстанции исходил из факта отсутствия у административного истца по месту прохождения военной службы в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", нанимателем которого является гражданка Шакуро, где истец ранее проживал и имел регистрацию в период с 1 сентября 2017 года по 27 января 2021 года.
Учитывая, что такое право Чирном было утрачено на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 сентября 2020 года, принятого по гражданскому делу по иску Шакуро, против удовлетворения которого Чирн возражал и просил сохранить за ним регистрацию в вышеуказанном жилом помещении, гарнизонный военный суд, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого административным истцом решения жилищного органа об отказе во включении его в список на представление служебных жилых помещений.
Что касается утверждения автора апелляционной жалобы о злоупотреблении истцом своим правом на обеспечение служебным жильем, то оно не может быть признано состоятельным, поскольку наличие у Чирна в период с 1 сентября 2017 года по 21 января 2021 года регистрации в жилом помещении, занимаемом гражданской Шакура на условиях социального найма, само по себе не свидетельствует о признании истца членом семьи нанимателя данного жилого помещения, поскольку институт регистрационного учета, предусмотренный Законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, носит лишь уведомительный характер и позволяет гражданину как осуществлять свои гражданские права и свободы, так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
Учитывая, что снятие Чирна с регистрационного учета по вышеуказанному адресу было произведено на основании судебного решения, в действиях последнего не усматривается злоупотребление своим правом на обеспечение специализированным жильем по месту прохождения военной службы.
Вместе с тем судебная коллегия находит обжалуемое судебное постановление подлежащим изменению по следующим основаниям.
Так, вопросы признания военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации нуждающимися в служебных жилых помещениях в соответствии с Инструкцией о представлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных илах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, отнесены к компетенции соответствующих структурных подразделений уполномоченного органа (ФГАУ "Росжилкомплекс").
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд первой инстанции проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, то есть не признает военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, в частности служебном жилом помещении, а проверяет правильность мотива отказа в принятии лица на жилищный учет.
В связи с этим суд не вправе возложить на жилищный орган непосредственно обязанность по принятию административного истца на соответствующий жилищный учет, что и было сделано по данному делу гарнизонным военным судом.
С учетом изложенного судебная коллегия в части способа восстановления нарушенного права Чирна полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению вопроса о включении административного истца в список военнослужащих на представление служебных жилых помещений, в том числе с целью проверки обстоятельств вселения Чирна в сентябре 2017 года в жилое помещение, расположенное по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, пр.Победы, д.39, кв.59, право пользования которым истец утратил на основании вышеуказанного решения суда общей юрисдикции от 22 сентября 2020 года, а в удовлетворении требования Чирна о представлении служебного жилого помещения отказать ввиду его преждевременности.
Руководствуясь ст.308, п.2 ст.309, п.4 ч.2 ст.310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 года по административному делу по исковому заявлению Чирна ФИО13 об оспаривании решения начальника территориального отделения "Комсомольский" филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом включить в список на предоставление служебных жилых помещений, изменить.
Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ начальника территориального отделения "Комсомольский" филиала "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации во включении Чирна ФИО14 в список на предоставление служебных жилых помещений, обязав федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о включении административного истца в указанный список.
В удовлетворении требования истца о представлении служебного жилого помещения отказать".
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со для вынесения данного апелляционного определения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложить до 25 июня 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.