Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 г. по делу N 16-980/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу Валюженич Натальи Владимировны на вступившие в законную силу постановление ВрИО заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2019 года, решение судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2020 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 14 июля 2020 года, вынесенные в отношении Валюженич Натальи Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением ВрИО заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2019 года, оставленным без изменения мирового судьи Речного судебного участка г.Печора Республики Коми от 04 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2020 года и решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 14 июля 2020 года, главный бухгалтер администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Валюженич Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Валюженич Н.В. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Валюженич Н.В. жалобы на постановление должностного лица и судебные решения, в установленный срок возражений не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Согласно части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Как следует из материалов дела, между районной администрацией и ООО "АСИ-ТУР" заключён государственный контракт N 7/2019 (РНК 2780104244619000043) на оказание услуг по организации стационарного отдыха на территории Российской Федерации в южной климатической зоне на побережье Черного и Азовского морей в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления в летний период для детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих на сумму 2 205 000 руб. (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется в порядке и на условиях, установленных контрактом, Техническим заданием, являющимся приложением N 1 к Контракту (далее - Техническое задание) по заданию Заказчика оказать услуги по организации стационарного отдыха на территории Российской Федерации в южной климатической зоне на побережье Черного и Азовского морей в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления в летний период для детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, для нужд администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2019 году (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и обеспечить оплату услуг Общества на условиях и в сроки, предусмотренные Контрактом.
В силу п. 2.5 Контракта, сроки и порядок оплаты оказанных Услуг: оплата надлежаще оказанных Услуг производится в порядке и в сроки, указанные в Техническом задании, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в Контракте.
Согласно п. 4.1, 4.3 Технического задания, оплата надлежаще оказанных Услуг производится в срок не более чем в течение 30 (тридцати) дней после подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества, указанный в Контракте. Датой приемки оказанных Услуг считается дата подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.
В соответствии с требованиями ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в силу п. 2.5 Контракта оплата осуществляется в течение 30 дней за фактически поставленный товар на основании предоставленных Заказчику подписанных товарных накладных, счетов и счетов-фактур, актов приема-передачи товара.
Согласно п.2.6 Контракта, основанием для оплаты оказанных Исполнителем Услуг являются документы, указанные в пункте 4.2 Технического задания, оформленные и подписанные в соответствии с условиями Технического задания. Так, в п. 4.2 Технического задания к указанным документам относятся счет, счет-фактура, акт сдачи-приемки оказанных услуг, список отдыхающих, получивших путевки и заехавших в организацию отдыха детей и молодежи и их оздоровления, справка- подтверждение и обратные талоны к путевкам, оригинал накладной унифицированной формы N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
Аванс в размере 10 % от цены контракта перечислен Обществу 13.05.2019 года платежным поручением N 1559793 из расчета стоимости 1 путевки - 3 675 руб. (10% от 36 750 руб.).
Согласно Акту сдачи-приемки оказанных услуг по Контракту от 21.06.2019 года (далее - Акт), Обществом оказаны услуги администрации района по летнему отдыху детей (1 смена с 01.06.2019 по 21.06.2019) своевременно в необходимом объеме (путевки в количестве 9 шт.) и в соответствии с требованиями, установленных Контрактом к их качеству. Сумма выполненных работ составила - 330 750 руб. 00 коп.
Таким образом, с учетом выплаченного 13.05.2019 аванса (из соотношения 9 путевок - 33 075 руб.), к оплате за оказанные услуги подлежали средства в размере - 297 675 руб. 00 коп.
Таким образом, оплата за оказанные услуги по вышеуказанному Акту должна была быть произведена не позднее 22.07.2019 года (с учетом выходного дня 21.07.2019 года).
Однако в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что оплата за оказанные услуги по вышеуказанному Акту произведена на основании поручения на оплату от 29.07.2019 года и фактически осуществлена по платежному поручению от 30.07.2019 N 2729473, т.е. с нарушением установленного законом срока на 7 дней.
Должностным лицом, ответственным за несвоевременную оплату оказанных услуг, оспариваемым постановлением установлен главный бухгалтер администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Валюженич Н.В. в связи с тем, что в соответствии с разделом 3 Должностного регламента начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера администрации района к полномочиям и должностным обязанностям Валюженич Н.В. относится соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, осуществление контроля за своевременной оплатой по контрактам и договорам, заключенным администрацией района. С данным выводом согласились и суды при рассмотрении жалоб Валюженич Н.В.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6, ст. 30.9 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела выполнены не были.
Согласно статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При подаче жалоб как в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга, так и в Санкт-Петербургский городской суд Валюженич Н.В. указывала о том, что осуществление закупок в администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга производится в порядке, определенном Регламентом работы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга", утвержденным приказом Главы администрации от 29.12.2018 года N 110-п. (далее - Регламент), и оплата ею как главным бухгалтером не могла быть произведена до 22.07.2019 года, поскольку акт сдачи-приемки оказанных услуг от 21.06.2019 года был представлен в отдел бухгалтерского учета ведущим специалистом отдела образования администрации только 22.07.2019 года.
В нарушение требований статей 26.2, 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в судебных решениях не дана оценка указанным доводам Валюженич Н.В, не установлено: подлежал ли применению Регламент в отношении государственного контракта N 7/2019 (РНК 2780104244619000043); последовательность и порядок действий должностных лиц администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга в соответствии с Регламентом после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг от 21.06.2019 года; имела ли Валюженич Н.В. возможность осуществить контроль за своевременной оплатой по вышеуказанному контракту в рамках Регламента.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2020 года и решения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 14 июля 2020 года, вынесенных в отношении Валюженич Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвращения жалобы Валюженич Н.В. на постановление ВрИО заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2019 года в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2020 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 14 июля 2020 года, вынесенные в отношении Валюженич Натальи Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Жалобу Валюженич Натальи Владимировны на постановление ВрИО заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2019 года возвратить в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.