Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Кулешовой Е.А, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2020 года (N 2а-976/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года (N 33а-1136/2021) по административному исковому заявлению Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Психоневрологический интернат "Черемушки" к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Карелия о признании предписания незаконным в части.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Республики Карелия "Психоневрологический интернат "Черемушки" обратилось в суд с административным иском к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Карелия, обосновав его тем, что в период с 21 июля 2020 года по 17 августа 2020 года комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБСУ СО РК "Психоневрологический интернат "Черемушки" (далее - учреждение, интернат). В ходе проверки было установлено, что административным истцом допущены нарушения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании), в связи с чем 17 августа 2020 года в отношении интерната составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, выдано предписание от 17 августа 2020 года N 34 об устранении выявленных нарушений. Постановлением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2020 года интернат признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
При этом судом сделан вывод об отсутствии оснований для привлечения интерната к административной ответственности за нарушение подпунктов "в" и "г" пункта 4 Положения о лицензировании (изложенных в пунктах 2, 3 раздела II оспариваемого предписания). Принимая во внимание постановление суда о привлечении к административной ответственности от 29 сентября 2020 года, а также обязательность к исполнению вынесенного предписания, административный истец полагал, что пункты 2 и 3 раздела II предписания от 17 августа 2020 года N 34 являются недействительными, и просил суд признать предписание надзорного органа от 17 августа 2020 года N 34 незаконным в части возложения на интернат обязанности выполнить действия: по обеспечению наличия у руководителя организации документов, подтверждающих наличие высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"; по обеспечению наличия у руководителя медицинской организации стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования (пункты 2 и 3 раздела II Предписания).
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года, требования административного истца удовлетворены. Признаны незаконными и отменены пункты 2, 3 раздела II предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия N 34 от 17 августа 2020 года.
В кассационной жалобе на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2021 года, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Карелия ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Карелия в период с 21 июля 2020 года по 17 августа 2020 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Государственного бюджетного стационарного учреждения социального облуживания Республики Карелия "Психоневрологический интернат "Черемушки".
В результате проверки были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности ГБСУ СО "ПНИ "Черемушки" в части п.п. "а", "в", "г", "и" и. 4, и.и. "б" п. 5 Положения о лицензирования медицинской деятельности. В связи с чем был составлен акт проверки от 17 августа 2020 года N 58, протокол об административном правонарушении от 17 августа 2020 года N 16 по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 17 августа 2020 года N 34.
В соответствии с предписанием от 17 августа 2020 года N 34 предложено в срок до 17 апреля 2021 года выполнить мероприятия, в том числе: п. 2 обеспечить наличие у руководителя медицинской организации документов, подтверждающих наличие высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"; п. 3 обеспечить наличие у руководителя медицинской организации стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования.
Постановлением Кондопожского городского суда от 29 сентября 2020 года ГБСУ СО "ПНИ "Черемушки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб. Из указанного постановления также следует, что из объема вменяемых Учреждению нарушений исключены п.п. "в" и "г" п. 4 Положения.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 18 ноября 2020 года постановление Кондопожского городского суда от 29 сентября 2020 года оставлено без изменения, жалоба Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия без удовлетворения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункты 2, 3 оспариваемого предписания не могут быть исполнены административным истцом в том виде, как они сформулированы в самом предписании.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда не согласилась, признав пункты 2, 3 раздела II оспариваемого предписания не соответствующими закону.
Данные выводы основаны на правильном применении судом апелляционной инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Общие положения, регулирующие отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, содержатся в Федеральном законе N 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Актом проверки от 17 августа 2020 года N 58 установлено, в том числе, что в нарушение подпунктов "в" и "г" пункта 4 Положения о лицензировании у руководителя интерната не имеется высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", а также стажа работы по специальности не менее 5 лет.
Выявив, в том числе, указанные нарушения, Росздравнадзор выдал интернату предписание.
В соответствии с подпунктом "в" и "г" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования.
Как следует из положений подпунктов "в" и "г" пункта 4 Положения о лицензировании, требование о наличии уровня образования дифференцированно в зависимости от вида организации.
Так, для медицинской организации такой уровень образования установлен для руководителя медицинской организации и его заместителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности, а для иной организации - только для руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление медицинской деятельности.
Согласно пункту 11 статьи Федерального закона N 323-ФЗ медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Интернат является некоммерческой организацией, созданной Республикой Карелия в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан. Учреждение является организацией социального обслуживания, предназначенной для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (пункты 1.1, 1.6 Устава интерната).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности интерната является деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (код 87.90 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 года N 258н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания", действовавшего до 3 марта 2021 года, интернат относится к организациям социального обслуживания.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2013 N 442- ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Виды социальных услуг определены статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ, согласно пункту 2 которой получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются, в том числе, социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Карелия от 16 декабря 2014 года N 1849-ЗРК "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия" утвержден Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, согласно которому получателям социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: услуги, предоставляемые гражданам (за исключением несовершеннолетних) - получателям социальных услуг в стационарной форме: социально-медицинские: выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и другое); оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий; систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья; проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; проведение занятий по адаптивной физической культуре; консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий); приобретение в соответствии с назначением врача (фельдшера) по льготным рецептам и (или) за счет средств получателя и доставка лекарственных препаратов.
Включение в социально-медицинские услуги оказание или содействие в оказании медицинской помощи предусматривает и Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52496-2019 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения", введенный в действие с 1 мая 2020 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 года N 641-ст.
Ни по результатам проверки, ни суду Росздравнадзором не было представлено доказательств того, что оказываемые интернатом медицинские услуги в соответствии с лицензией N N от 9 апреля 2010 года являются для него основным видом деятельности, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что интернат не является медицинской организацией и на его руководителя положения подпунктов "в" и "г" пункта 4 Положения о лицензировании не распространяются.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года без изменения, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Карелия - без удовлетворения.
Решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.